Важность совершения Парикрамы
По какой причине мы совершаем парикраму?
Совершение парикрамы позволяет нам развить стабильность в Бхакти. Таковой является традиция, что в первый день паломничества, мы принимаем санкалпу, что означает обет, который олицетворяет собой обещание следовать определенным правилам и предписаниям, к примеру, ежедневно посещать утреннюю службу - мангал-арати, петь определенные киртаны - песни духовного содержания в ходе всей парикрамы, удерживаться от вкушения определенных продуктов, а также посещать различные места в святой обители - дхаме, скажем, 12 лесов Враджа-мандалы или 9 островов Навадвипа-дхамы. Принятие данных обетов и их ненарушение в течение всей парикрамы поможет нам развить ништху, стабильность в практике любовного преданного служения Господу или по-другому Бхакти.
Когда Кришна увидел, как, в попытках связать Его, мама Яшода вконец измучилась так, что даже раскраснелась и на ее прекрасном лице появилась испарина, сердце Кришны расстаяло, и Он позволил маме связать Себя. Подобным же образом, когда Дамодара Шри Кришна видит, как преданный старается прилагать искренние усилия совершая парикраму, ходит, переезжает с места на место, добровольно подвергая себя различным лишениям, через какое-то время, сердце Кришны тает и будучи наделенным качеством прем-адхината, то есть будучи подконтрольным любви преданного, Кришна позволяет ему связать Себя этой бескорыстной любовью.
Все составляющие практики Бхакти – анги, совершаются естественным образом в ходе парикрамы. Нас посещает благая удача слушания Хари-катхи в течение многих часов в день, поскольку в каждом месте, на которое мы приходим, Шрила Гурудев рассказывает нам историю, связанную с этим местом. Слушание этих историй, является мощнейшим лекарством, способным исцелить нас от болезни отождествления себя с этим телом и в итоге приведет нас к трансцендентному плану существования. Когда нам предоставляется возможность слушать об играх, которые совершал Шри Кришна вместе со своими спутниками, тогда страстное желание однажды уподобиться им может пробудиться в сердце.
Беспрестанно слышатся звуки киртана, практически неумолкающего во время всей парикрамы. Посредством такого пения Господу происходит процесс чето-дарпана-марджанам или очищение зеркала сердца, благодаря чему, мы испытываем невероятную радость и, прежде чем успеем опомниться, очистимся от всех препятствий – анартх, что стоят на пути нашей духовной практики.
По мере совершения нами парикрамы, мы получаем даршаны разных, очень красивых Божеств. Предлагаем им арати (совершение ритуального служения), молимся, совершаем пада-севанам – пешком обходим святые места и так далее. Будучи вовлеченными подобным образом в течение всего дня, вечером ложась спать, мы можем совершать смаранам – памятование тех прекрасных мест и игр, которые совершал Господь в том или ином месте. На парикраме мы получаем общение со святыми – садху-сангу, обретаем возможность служения Духовному Учителю – Гуру-севу, возможность служения вайшанавам – Вайшнав-севу и пр.
Незадолго до того, как оставить этот мир, Кришна давал наставления Уддхаву. Уддхав спросил: «Как мы можем быстро и легко развить Кришна-прему (безраздельную любовь к Кришне)?» Кришна ответил: «Лучший способ обрести трансцендентную любовь кроется в том, чтобы организовывать фестивали». На фестивале есть киртан (пение Богу), Хари-катха (духовные лекции), маха-прасадам (вкушение освященной пищи), поклонение Божествам, медитация, всевозможные виды служения, и пр. Когда преданные собираются вместе и служат Кришне, Сам Кришна присутствует среди них в это время. Кришна сказал: «Я не живу на Вайкунтхе, я не живу в сердцах йогов, но я всегда пребываю там, где Мои преданные прославляют Меня. Среди них Я всегда присутствую» (Падма-пурана).
По мере совершения парикрамы празднуются многие фестивали, такие как Гаура-Пурнима, Аннакута Махотсава, дни явления и ухода великих Учителей – ачарий. В действительности, сама по себе парикрама представляет собой каждодневный нескончаемый фестиваль. Благодаря этому, паломники получают возможность глубоко прочувствовать присутствие Шри Кришны; такой опыт чрезвычайно вдохновляет и оставляет глубокие впечатления в сердце, которые влекут за собой подлинную духовную трансформацию всей жизни.
Живое существо, которого коснулась благая удача (бхагьяван джива) придет в соприкосновение с Шри Гуру (ЧЧ Мадхья-лила 19.151). Эта благая удача заключается в накоплении благочестия в течение многих воплощений из жизни в жизнь и называется сукрити. В ходе парикрамы мы можем совершать различные виды служения, дабы подпитывать наш запас благочестия, сукрити, благодаря чему, всегда иметь возможность пребывания в общении со святыми, садху.
Шримад-Бхагватам приводит прекрасный пример, историю маленького червячка, которое попало в западню, оттого что его загнала в щель большая оса. Эта оса очень настойчиво летала и жужжала перед взором маленького, невероятно напуганного животного. Будучи полностью погруженным в созерцание осы, этот червячок трансформировался и сам превратился в осу.
Парикрама одаривает нас удивительной возможностью близкого общения с Шрилой Гурудевом. Мы всегда видим его перед собой, поющего, танцующего, рассказывающего с невероятным вдохновением Хари-катху, каждое мгновение наполненного энтузиазмом встретиться с другими садху. Таким образом, Шрила Гурудев дарует нам возможность погрузиться в свое настроение и постепенно трансформироваться и подняться с плана нашего обусловленного существования до чистого уровня существования трансцендентного, следуя его примеру.
Очень важно совершать парикраму под руководством рупануга-ачарьи, Учителя, неукоснительно следующего по стопам Шри Рупы Госвами (Рупы Манджари), иначе глубокие секреты сокровенного служения Радхе-Кришне никогда не откроются человеку. Если возвышенный вайшнав будет нами доволен, по своей милости, он может даровать нам видение божественной обители Господа. Поэтому парикраму можно считать увенчавшейся успехом тогда, когда мы совершаем ее под руководством такой личности, как наш дорогой Шрила Гурудев, которая способна вдохнуть в наше сердце эти духовные чувства.
По мере того, как мы обходим святую дхаму – обитель Господа, колесо нашего материального существования вскоре перестает вращаться. Однажды, на лекции в Центре Хинду Общества в Испании Шрила Гурудев сказал: «Хотя бы раз в жизни вы должны приехать на парикраму!» Мы знаем, что Шрила Гурудев доволен, когда мы приезжаем на парикраму из года в год. Наш Парам-Гурудев Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж совершал парикраму каждый год на протяжении более чем 60 лет. Одним из его самых сокровенных сердечных желаний являлось желание о том, чтобы Враджа-мандала, Навадвип-мандала, Джаганнатх-Пури-дхам парикрамы проходили ежегодно. Если мы посещаем парикраму, то можем быть уверены в том, что обретем милость нашей гуру-парампары.
Очень важно понять, в чем заключается цель совершения парикрамы. Шрила Гурудев объясняет, что тот человек по-настоящему совершает парикраму, который обретает в своем сердце видение, даршан сокровенных игр Шри Шри Радхи и Кришны. Поэтому, когда мы приезжаем на парикраму, следует помнить о том, что мы не являемся просто туристами, но понимать, что парикрама это молитва, прошение к Господу о том, чтобы с каждым нашим шагом мы приближались ближе к Его трансцендентной обители, так чтобы однажды войти туда и более никогда не возвращаться в мир материальный.