Везде в Шримад-Бхагватам махаджаны или великие преданные Господа, прославляют землю Вриндавана и ее обитателей. Шри Уддхава молится о том, чтобы стать стебельком травы во Вриндаване, дабы получить пыль с лотосных стоп гопи на свою голову (ШБ 10.47.61). Когда эти девушки пастушки говорят о Кришне, их речи очищают все три мира (ШБ 10.47.63).
Господь Брахма, самый разумный среди всех живых существ создатель, не находит слов подходящих к описанию того, что случилось в божественной обители Вриндавана.
джананта эва джананту
ким бахуктйа на ме прабхо
манасо вапушо вачо
ваибхавам тава го-чарах
«Находятся люди, которые говорят: «Я знаю о Кришне всё». Пусть они думают, как им угодно. Что касается меня, я не намерен много рассуждать об этом. О мой Господь, я скажу лишь одно: моего ума, тела и речи недостаточно, чтобы постичь Твое могущество». (ШБ 10.14.38)
Господь Шива совершал аскезы, желая стать Нандишвара-парватом, холмом в Нандагаоне для того чтобы получить пыль враджаваси на свою голову.
После того, как Шри Кришна покинул раса-лилу и даже оставил Шримати Радхарани, все гопи собрались вместе, испытывая глубочайшую печаль и спели Гопи-гиту. Они вспоминали то, как Кришна представал перед ними, нарочно являя свою красоту и пели:
дина-парикшайе нӣла-кунталаир
вана-рухӓнанаӎ бибхрад авртам
дхана-раджасвалаӎ даршайан мухур
манаси наҳ смараӎ вӣра йаччхаси
«О любимый герой, в конце дня, когда ты возвращаешься из леса, твое лотосное лицо с ниспадающими на него локонами иссиня-черных волос покрыто толстым слоем пыли из-под копыт коров. Снова и снова показывая нам свое чарующее лицо, украшенное столь удивительным образом, ты пробуждаешь в нас жажду любви» (ШБ 10.31.12).
Когда вечером Кришна возвращается домой с пастбища, он выглядит невероятно привлекательно, почему? От копыт коров вздымаются клубы пыли и покрывают его лотосное лицо. Шрила Гурудев объясняет, сколько уддипан, будоражащих воспоминаний эта картина пробуждает во враджа-гопи. Гурудев приводит пример булочника. Когда девушка, принадлежащая касте булочников, влюбляется в юношу пекаря, более привлекательным для ее глаз он будет выглядеть, когда наденет свой пекарский колпак. Подобным же образом, гопи, принадлежащие касте гопов – пастухов, испытывают большее влечение к Шри Кришне, когда видят на его лице признаки его принадлежности роду пастухов. И каковы же эти признаки? Пыль Вридавана. Кришна принимает прибежище у пыли Вриндавана для того, чтобы привлечь сердца гопи. Пыль Вриндавана – это косметика Кришны, пользуясь которой, он выглядит невероятно притягательно - вана-рухӓнанаӎ бибхрад авртам.
По какой же причине мы совершаем Враджа-мандала Парикраму? Мы хотим следовать по пути махаджан, великих душ, которые снова и снова молятся возвышенным спутникам Господа, прося этих спутников даровать свою пыль на их головы. Мы же, с сердцем, исполненным смирением, хотим отправиться во Вриндаван и предлагать поклоны этой пыли.
«Катайтесь по пыли Вриндавана! Эта пыль способна поведать вам Хари-катху!» (Шри Прем Прайоджан Прабху во время совершения Враджа-мандала Парикрамы)
Когда Шри Кришна отправил Уддхава во Вриндаван для того чтобы скрасить разлуку его обитателей и, в частности гопи, Уддхав провел во Врадже несколько месяцев. Вместе с жителями Вриндавана он посетил множество мест, где прежде Кришна совершал свои игры с ними. Таким образом, Уддхав старался облегчить их разлуку с Шри Кришной. Шрила Гурудев объяснил, что Уддхав был первым, кто совершил Враджа-мандала Парикраму.
Подобным же образом, когда мы совершаем Враджа-мандала Парикраму под руководством нашего Шрилы Гурудева, мы стараемся освободиться от накопленной из жизни в жизнь разлуки в забвении Шри Кришны.
Шри Чайтанья Махапрабху очень сильно хотел отправиться во Вриндаван, дабы достичь там совершенства. Он совершал Враджа-мандала Парикраму. Святые в традиции Гаудия, местом своего бхаджана или духовной практики, выбирают Вриндавана-дхаму, поскольку деревья, стебельки травы, пыль, павлины, птицы, жужжащие шмели, река Ямуна, прохладный ветерок, Шри Гирирадж Говардхан, Шримати Вринда-деви – все это сильнейшие уддипаны, напоминания, стимулирующие памятование сладких игр божественной четы Шри Шри Радхи и Кришны.
«Однажды вы поймете: О Гурудева приводил меня в духовный мир, но тогда я этого не осознавал» (Шри Прем Прайоджан Прабху о Парикраме).