Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж

Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж

намо гаура-кишорайа сакшад вайрагья-муртайе
випраламбха-расамбодхе падамбуджайа те намаха

Я в почтении склоняюсь к лотосным стопам Шрила Гаура Кишора Дас Бабаджи Махараджа. Он олицетворение самоотречения и океан випраламбха-расы, ибо глубоко погружен в настроение божественной разлуки Шри Радхи и Кришны.


Шрила Гаура Кишор Дас Бабаджи был дикша-гуру Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупады, основателя Чайтанья Матха и всемирно-известных Гаудия Матхов. Жизнь этого святого была примером высшего смирения и нестяжательства, настоящих качеств Вайшнава. Гаура Кишора никогда не принимал ни от кого никаких материальных благ. В качестве одежды он использовал выброшенные набедренные повязки с трупов, оставленные на берегу Ганги. В качестве пищи, он собирал рис как подаяние, отмачивал его в речной воде и приправлял его солью и перцем чили. Он никогда не просил никого ни о чем и жил полностью отреченной жизнью, не владея никакой собственностью.

Ранние годы

Очень немного известно о молодости Гаура Кишора Даса Бабаджи. Парамахамса Шрила Гаура Кишора Дас Бабаджи Махарадж родился в семье, принадлежавшей сословию торговцев, вайш, на берегу реки Падма в деревне Багайана, что в округе Фаридпур, месте, где ныне располагается город Бангладеш. Имена его родителей неизвестны. При рождении мальчика назвали Вамши Дас. Он родился приблизительно в середине XIX века.

Родители Вамши Даса поженили его в юном возрасте, как требовал обычай того времени, однако, он всегда оставался отстраненным от семейной жизни. Он торговал сельскохозяйственной продукцией и на доход от этой деятельности честно содержал свою жену и семью. Но его главным интересом всегда было поклонение Господу. Когда его жена умерла, он оставил дом и отправился во Вриндаван, где он принял парамахамса-вешу от Бхагавата Даса Бабаджи (ученика Шрилы Джаганнатхи Даса Бабаджи Махараджа) и принял имя Гаура Кишора Дас Бабаджи.

Гаура Кишора прибывает в Навадвипу

Получив инициацию в линии Бабаджи, Гаура Кишора Дас провел тридцать лет во Врадже, занимаясь интенсивной духовной практикой и служа божествам. Он жил на подаяния и спал под деревом. Он лежал на земле, распростершись, предлагая свои смиренные поклоны жителям Враджа, относясь к ним, как к воплощениям Кришны, и даже выражал почтение цветам, деревьям и земле вокруг себя. Гаура Кишора Дас Бабаджи также путешествовал за пределами Враджа, посещая северную Индию и Бенгал. Будучи на востоке, он встретил много выдающихся вайшнавов Бенгала и Ориссы, таких как Сварупа Даса Бабаджи из Пури, Бхагаван Даса Бабаджи из Калны и Чайтанья Даса Бабаджи из Кульи.
В 1893 году, когда место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху было торжественно открыто в Йога Пите Шри Майапура, Джаганнатха Дас Бабаджи приказал Гаура Кишора Дасу остаться в Навадвипе. Именно там Гаура Кишора остался до конца своей жизни.

В Навадвипе Гаура Кишора переживал различные трансформации духовных настроений. Иногда он танцевал на берегу Ганги, воспевая: «Гаура, Гаура!», а иногда он лежал на земле без сознания. Он радостно бродил по рощам вдоль берега Ганги, видя в них места божественных игр Радхи-Говинды.

Гаура Кишора видел всех жителей Навадвипы трансцендентным взглядом, относясь к ним как к божественным существам. Он принимал мадхукари (пожертвования) от них, приготавливая всю пищу в выброшенном глиняном горшке. Говорится, что иногда он поддерживал существование исключительно водой из Ганги и грязью.

Иногда Гаура Кишора долгое время жил без еды, постоянно воспевая Святые Имена. Он установил стандарт для отреченных личностей, занимающихся поклонением в уединении, оставаясь совершенно независимым от других. Его единственной одеждой была набедренная повязка, и часто он ходил совершенно обнаженным.

Личный посланник Махапрабху, Шрила Бхактивинода Тхакур, был очень впечатлен необычайной отреченностью Гаура Кишора, его чистой преданностью и его привязанностью к Господу. Гаура Кишора часто приходил в дом Бхактивиноды в Годрумдвипе, в Свананда-сукхада-кундже, где слушал от него Бхагаватам и обсуждал с ним вайшнавскую теологию.

Сарасвати Тхакур встречает Бабаджи Махараджа

Бабаджи Махарадж никогда не принимал служения ни от кого. Он постоянно воспевал Святые Имена, иногда на четках из туласи, а иногда – завязывая узелки на длинных полосках старой одежды. Его любимыми текстами были Прартхана и Према-бхакти-чандрика Нароттама Даса Тхакура, которые были для него его главной драгоценностью. Его отречение походило на отречение Рагхунатхи Даса Госвами, и он обладал такой же привязанностью к Кришне.

В 1898 году, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур в первый раз встретил Гаура Кишора Даса Бабаджи Махараджа в Свананда-сукхада-кундже в Годрумдвипе. Сарасвати Тхакур был очарован искренним, эмоциональным киртаном Бабаджи Махараджа. Он записал киртан и позже обучил ему своих собственных учеников. Эта песня описывает экстатическую разлуку Рагхунатхи Даса Госвами от Шримати Радхики.

котхай го премамайи радхе радхе
радхе радхе го, джайа радхе радхе

декха дийе прана ракха радхе радхе
томара кангала томайа даке радхе радхе

радхе вриндавана виласини радхе радхе
радхе кану-мано-мохини радхе радхе
радхе ашта-сакхира широмани радхе радхе
радхе вришабхану-нандини радхе радхе
(госаи) нийама каре садаи даке радхе радхе

(госаи) экабара даке кеши-гхате радхе радхе
абара даке вамши-вате радхе радхе
(госаи) экабара даке нидхуване радхе радхе
абара даке кунджа-ване радхе радхе

(госаи) экабара даке радхакунде радхе радхе
абара даке шьяма-кунде радхе радхе
(госаи) экабара даке кусума-ване радхе радхе
абара даке говардхане радхе радхе

(госаи) экабара даке тала-ване радхе радхе
абара даке тамала-ване радхе радхе
(госаи) малине васана дийе гайа,
враджера дхулайа гадагади джайа, радхе радхе

(госаи) мукхе радха радха бале
бхасе найанера джале, радхе радхе
(госаи) вриндаване куликули
кеде бедайа радха бали, радхе радхе

(госаи) чапанна данда ратри-дине, джане на
радха-говинда бине, радхе радхе

тара пара чари данда шути тхаке свапне
радха-говинда декхе, радхе радхе

Где воплощение любви, Радхе Радхе! Слава Радхе! Яви себя мне, Радха, верни мне мою жизнь! Я стал попрощайкой, Радха, и я зову тебя. О Радха, ты танцуешь во Вриндаване, ты очаровываешь ум Кришны, ты главная среди восьми сакхи, и ты – дочь Вришабхану Махараджа. Рагхунатха Дас Госвами постоянно, без устали, зовет тебя, Радха. Он зовет тебя в Кеши Гхате, в Вамши Вате, в Нидхуване, в Кунджаване, на Радха Кунде и на Шьяма Кунде, в Кусумаване и на Говардхане, в Талаване и в Тамалаване. Он зовет тебя, нося лишь разорванные и грязные одежды и катаясь в пыли Вриндавана. Имена Радхи у него на устах, а его глаза наполнены слезами. Он бродит по всем уголкам Враджа, призывая имя Радхи. Ночью или днем, двадцать четыре часа он не думает ни о чем другом кроме Радхи и Говинды, а когда он спит, он видит сны о Радхе и Говинде.

Гаура Кишора дает инициацию Шриле Прабхупаде

В январе 1900 года, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур принял инициацию от Гаура Кишора Даса Бабаджи по наставлению Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Бхактисиддханта Сарасвати был единственным учеником Бабаджи Махараджа. Махарадж был отшельником, который поклялся не принимать учеников, однако, он был вынужден изменить свое решение, увидев решимость и преданность Сарасвати Тхакура.

Говорится, что Шрила Прабхупада несколько раз просил Гаура Кишора Даса Бабаджи Махараджа дать ему инициацию. На первую его просьбу Бабаджи Махарадж ответил: «Если Махапрабху велит мне, я сделаю это». Второй раз Бабаджи Махарадж сказал ему, что забыл спросить Махапрабху. Шрила Прабхупада не сдался и пришел в третий раз, и тогда Бабаджи Махарадж сказал: «Добродетель, ученость и другие качества – это не те средства, которыми можно достичь Господа. Они не дают права на инициацию».

Несмотря на то что Гаура Кишора Дас Бабаджи неоднократно отказывал ему, Шрила Прабхупада не оставлял своего намерения. Рамануджачарья был отвергнут восемнадцать раз, перед тем как получить милость Гоштхипурны. Шрила Прабхупада являл свои качества терпения и решимости и продолжал приходить к Бабаджи Махараджу, смиренно умоляя его об инициации, пока сердце Махараджа наконец не растаяло. Тогда, из большой привязанности, Гаура Кишора Дас Бабаджи милостиво инициировал Шрилу Прабхупаду, посыпав его голову пылью со своих лотосных стоп.

Гаура Кишора Дас Бабаджи никогда не позволял материалистичным людям прикасаться к своим стопам. Если они это делали, он гневался и говорил: «Вы обречены!» Поэтому, многие боялись даже предпринимать попытки. Однако, на этот раз он сам предложил пыль со своих стоп своему дорогому ученику и размазал ее по его телу. От учеников Шрилы Прабхупады слышали, что он был отвергнут двенадцать раз перед тем как Бабаджи Махарадж проявил сострадание и инициировал его в ответ на тринадцатую просьбу. Другие говорят, что это случилось на четвертый раз. Эта история напоминает историю инициации Нароттама Даса Тхакура Локанатхой Госвами. Непоколебимая преданность гуру является признаком ученика. Впоследствии, Бабаджи Махарадж, сочтя Шрилу Прабхупаду в высшей степени квалифицированным для такого задания, благословил его и приказал ему проповедовать послание Махапрабху по всему миру.

Шрила Прабхупада описывает своего Гуру

Шрила Прабхупада написал следующие слова о своем гуру со смирением, достойным подражания, чтобы окончательно показать миру благоприятный путь: «Чтобы восполнить пробелы в своих потребностях, я занимал себя тем, что пытался дотянуться своими руками до всего под солнцем. Я думал, что владения заполнят мои нужды. Со временем я в самом деле накопил огромное количество редких вещей, но я не мог избавить себя от чувства неудовлетворенности. Я встречал много личностей, которые считались великими святыми, но видел разные дефекты в каждом из них, и поэтому был неспособен относиться к ним с уважением. К счастью, в наивысшей степени милостивый Шри Гауранга Махапрабху позволил двум из своих самых дорогих спутников явить мне свою доброту. Я был так эгоистично погружен в мысли о себе, что полностью потерял какое-либо понимание того, где можно найти мое благополучие. Даже несмотря на это, благодаря благочестивой деятельности в прошлом, у меня появилась возможность получить общение Шрила Бхактивинода Тхакура, который был моим вечным доброжелателем. Мой Прабху часто приходил навещать его и иногда оставался ночевать в его доме. Из милости ко мне, Шрила Бхактивинода Тхакур представил меня ему. С самого первого раза, когда я увидел моего Прабху, мой упрямый эгоизм стал уменьшаться. Раньше я думал, что каждый, кто рождается в человеческом теле, имеет те же недостатки, что и я, но, увидев божественный характер моего Прабху, я понял, что воистину есть в этом мире безупречные Вайшнавы, которые соответствуют идеалу».

Далее, Шрила Прабхупада написал: «Многие, видевшие Гаура Кишора Даса Бабаджи, будь они невинные или опытные, молодые или старые, образованные или невежественные, или гордые оттого, что считали себя продвинутыми преданными, не были способны увидеть его на самом деле. В этом заключается божественная сила преданных Кришны. Сотни людей приходили к нему за помощью ради исполнения своих материальных желаний, и он давал им советы, которые были, своего рода, обманом, иллюзией. Бессчетное количество людей рядятся в одежды садху, играют святых напоказ, но, если присмотреться к ним, становится понятно, что они далеки от святости. Мой Прабху не был обманщиком, как они. Глядя на его духовную жизнь становилось ясно, что для него абсолютная честность и истина тождественны. Его искренняя привязанность была несравненной; это доказывает, что проявление духовных сил ради достижения мирского является обманом. Он не выказывал враждебности к тем, кто противостоял ему или не соглашался с ним; подобным образом, он не выставлял напоказ привязанность к объектам своего сострадания. Он часто говорил: «Я не люблю и не ненавижу никого в этом мире; каждый является объектом моего уважения». Удивительным образом, Прабху был окружен людьми, лишенными правильного понимания, притворщиками и материалистами, враждебными к пути чистой преданности, которые считали себя преемниками милости такой святой личности, но продолжали заниматься наслаждением чувств. Прабху никогда открыто не отказывался от этих людей, но и никогда открыто не принимал никого из них».

Божественный уход Бабаджи Махараджа

Самадхи Гауракишора Даса Бабаджи махараджа

Бабаджи Махарадж был экспертом в суждении о характерах и имел развитый дар предвидения и ясновидения, часто предсказывая события в далеком будущем.

30 числа месяца Карттик в 1322 (Бенгали 1915 н. э.), Парамахамса Шрила Гаура Кишора Дас Бабаджи вошел в вечные лилы Господа. В это время он проживал в Данша Дхармашале в Кулие. Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур получил известие об уходе Бабаджи Махараджа, он был ошеломлен чувством разлуки со своим гуру и немедленно поспешил к месту, где тот оставил тело. Его сердце было разбито, когда он увидел, что маханты (главы) различных акхар (ашрамов) деловито спорили, где и как похоронить его тело. Идея бабаджи состояла в том, чтобы претендовать на любой построенный в будущем храм самадхи, так как такой храм стал бы привлекательным местом паломничества и возможным источником дохода. Шрила Прабхупада единственный встал на защиту и открыто высказался против такого мошенничества. Когда дебаты разгорелись, начальник полиции Навадвипы, Джатиндранатх Сингх Рай Бахадур, пришел, чтобы навести порядок.

В то время Шрила Прабхупада еще не принял триданди санньясу. Бабаджи утверждали, что так как они приняли отречение от мира, то у них было право совершить последние ритуалы для одного из членов их ордена. И, так как Шрила Прабхупада не был формально отреченным, у него не было на это прав. Тогда Шрила Прабхупада спросил их, есть ли среди них кто-либо, кто не вступал в незаконные сексуальные за последние шесть месяцев, или один месяц, или хотя бы три дня. Тот, кто это делал, был бы обречен при прикосновении к божественным останкам Бабаджи Махараджа.
Услышав, как Шрила Прабхупада бросает такой вызов, Джатиндра Бабу спросил, как можно доказать, вступал ли кто-либо в незаконные сексуальные отношения или нет. Шрила Прабхупада ответил, что он принял бы любого, кто бы вышел вперед в ответ на его слова. Когда бабаджи увидели сияние чистой духовной практики, исходящее от Шрилы Прабхупады, они медленно отступили назад, один за другим. Начальник полиции был смущен таким зрелищем, предложил поклоны Шриле Прабхупаде и ушел.

Некоторые жители Кулии рассказали Шриле Прабхупаде, что Бабаджи Махарадж говорил о своих последних желаниях. По всей видимости, он хотел, чтобы его тело проволокли по улицам Навадвипы, чтобы оно покрылось пылью святой дхамы. Шрила Прабхупада ответил: «Это мой Гурудев. Даже Кришна почтил бы за честь нести его на своих плечах и нести его как корону у Себя на голове. Гурудев сказал так, чтобы поразить гордость материалистов своим смирением. Мы можем быть неопытными безумцами и оскорбителями, но все же мы должны сделать усилие и понять его намерение. Когда Харидас Тхакур вошел в вечные лилы, Господь Гауранга взял его тело к Себе на грудь и танцевал с ним. Какой пример Он подал, чтобы почтить уход совершенной души! Мы должны следовать примеру Махапрабху и нести божественные останки Сиддха Бабы на своих головах».

В первый день месяца Аграхаяна в Нутана Чаре, в Кулии, Шрила Прабхупада провел ритуалы самадхи для Шрилы Гаура Кишора Даса Бабаджи согласно предписаниям Вайшнава Смрити. Некий Поддар Махашайа из Лохагары в округе Джессор предоставил землю для самадхи, отказавшись от права на собственность. Позже, однако, он отказался от своего обещания и сам приехал туда жить, занимаясь на том месте различной недозволенной деятельностью. Однажды, во время разлива Ганги, храм самадхи был размыт рекой. 5 числа месяца Бхадра 1339 года по бенгальскому летоисчислению (1932 год нашей эры) Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур извлек его останки со дна Ганги и принес в Чайтанья Матх, где установил храм самадхи на берегу Радха-кунды. Это место было освящено 2-ого числа месяца Ашвина в 1339 году, и, со временем, там был построен небольшой храм с мурти Гаура Кишора Даса Бабаджи. Нитья-сева-мурти продолжается там по сей день.

Учения Бабаджи Махараджа

Учение Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур рассказал о нескольких событиях из жизни Шрилы Гаура Кишора Даса Бабаджи, которые полны глубокого смысла для практикующих жизнь в преданном служении.

  1. Однажды один бабаджи пришел к Шрила Гаура Кишор Дас Бабаджи в сопровождении нескольких своих последователей. Последователи этого бабаджи начали прославлять своего гуру перед Бабаджи Махараджем: «Наш Прабху такой милостивый. Он претерпевает такие неудобства, путешествуя из одного места в другое, чтобы освободить бедные падшие души. Если бы он не странствовал, какой была бы участь этих покинутых мест?» Бабаджи Махарадж немедленно пришел в негодование и ответил: «Если кто-то притворяется, что освобождает весь мир, хотя на самом деле его интересуют лишь деньги и престиж, он не только не совершает никому ничего благоприятного, но падает вниз за то, что обманывал других».
  2. Гаура Кишора Дас Бабаджи Махарадж был высокодуховной продвинутой душой. Он никогда не позволял происходить обману или дискуссиям на темы вне сферы священных писаний. Однажды несколько преданных прославляли ученость одного чтеца Шримад Бхагаватам. Бабаджи Махарадж знал, что этот человек получал деньги за свои услуги. Он сказал: «Этот человек не объясняет Бхагаватам или писания Госвами. Он просто рассказывает о писаниях ради наслаждения чувств. Он воспевает не «Гаура, Гаура!» или «Кришна, Кришна!», а «деньги, деньги!». В этом нет ничего общего с бхаджаном. В конечном результате это лишь бросает тень на истинное учение Вайшнавов. Ничего хорошего из этого не выйдет; в самом деле, такая проповедь принесет миру вред».
  3. Однажды Бабаджи Махарадж воспевал джапу поздно ночью, как вдруг он подпрыгнул и воскликнул: «Вы видели это? Вы видели? Профессиональный рассказчик Бхагаватам пошел в район Пабна и заставил благочестивую вдову нарушить свои клятвы! Какой стыд! Эти негодяи порочат имя Махапрабху». Он говорил так, будто лично присутствовал при происходящем.
  4. Владельцем Дхармашалы в Навадвипе был Гириша Бабу/ Гирибабу. Он и его жена упрашивали Гаура Кишора Даса Бабаджи остановиться в их доме. Однажды его жена предложила построить дом для Бабаджи Махараджа. Махарадж был тронут их искренней преданностью и наконец согласился, но с одним условием. Он сказал: «Мне не доставляет никаких неудобств спать под соломенным укрытием в лодке. Единственная моя проблема состоит в том, что столько негодяев постоянно приходят ко мне и просят меня благословить их. Они отвлекают меня от воспевания. На самом деле им не нужны мои благословения, потому что они не хотят того, что принесет им благо, но они все равно приходят и прерывают мое воспевания Святых Имен. Если вы отдадите мне ваш кирпичный туалет, я смогу воспевать там спокойно. Никто не придет туда побеспокоить меня». Гириша Бабу пытался переубедить Бабаджи Махараджа, но тот был непреклонен. Тогда Гириша Бабу нехотя приказал тщательно очистить туалет коровьим навозом и пригласил каменщика, чтобы переделать строение. Гаура Кишора Дас Бабаджи Махарадж совершал там Хари бхаджан. Реализованная душа может совершать бхаджан где угодно, с безразличием к внешним обстоятельствам, и где бы это ни было, это место становится Вайкунтхой.
  5. Однажды, в холодное время года, один преданный подарил Бабаджи Махараджу одеяло. Но, вместо того, чтобы самому завернуться в одеяло, он просто обернул его вокруг хрупкого бамбукового укрытия, под которым он спал. Когда Махараджа спросили, почему он это сделал, он ответил, что холод уйдет сам при одном виде одеяла.
  6. Каждый благочестивый человек искал возможности послужить Бабаджи Махараджу, однако, тот редко давал кому бы то ни было такой шанс. Однажды Раджа Коссим Базара, сэр Маниндра Чандра Нанди Бахадур, пригласил Бабаджи Махараджа в свою дворцовую резиденцию на собрание Вайшнавов и отправил за ним своих посланников. Бабаджи Махарадж ответил: «Если ты хочешь общения со мной, оставь все свои богатства и приходи жить под бамбуковым укрытием, как у меня. Тебе не придется беспокоиться о пище. Я буду просить достаточно милостыни, чтобы прокормить нас обоих. Если я остановлюсь в твоем дворце, пройдет совсем немного времени, и я начну желать наслаждаться удовлетворением чувств. Я стану думать, каким образом я смогу обзавестись собственностью. И тогда, прежде чем ты узнаешь об этом, я стану твоим врагом. Если ты хочешь сохранить нашу дружбу и если ты хочешь проявить ко мне доброту как к своему другу Вайшнаву, тогда ты придешь ко мне в Дхаму и присоединишься ко мне в поклонении Господу и пропитании милостыней».
  7. Гаура Кишора был очень избирателен, принимая приглашения на угощения. Он считал, что принятие пищи в случайных местах может пагубно сказаться на духовной жизни преданного. Однажды, один преданный по имени Харен Бабу принял прасад на фестивале в Бхаджан-кутире в Навадвипе. Из-за этого Гаура Кишора не общался с Харен Бабу три дня, а на четвертый день объяснил, что приготовление прасада на том фестивале финансировалось женщиной легкого поведения.
  8. Однажды, накануне Дня Ухода Санатаны Госвами, Гаура Кишора Дас Бабаджи решил отпраздновать это событие. Преданный, ухаживающий за ним, спросил, кто обеспечит их всем необходимым для организации праздника. Гаура Кишора ответил: «Помни, что не следует никому говорить об этом. Мы пропустим прием пищи и будем круглые сутки воспевать Святые Имена. Таким должен быть праздник для тех из нас, кто принял обет бедности».
  9. Нарендра Кумар Сен, житель Агарталы (Трипура), однажды пришел к Гаура Кишору, чтобы узнать о Гуру-пранали или о Сиддха-пранали. Гаура Кишора сказал ему: «Невозможно осознать Верховного Господа через материальное знание. Только через воспевание Святых Имен истинная природа Господа может открыться. Так как Господь проявляется через звуки, составляющие Нама, преданный постепенно начинает понимать свою собственную природу и приобщается к севе».
  10. Однажды один врач сказал Гаура Кишору, что он собирается переехать в Навадвипу и заняться благотворительностью. Гаура Кишора сказал этому врачу, что если он действительно хочет жить в Навадвипе, то ему следует отказаться от намерения заниматься благотворительностью, потому что это будет только потворствовать желанию материалистов копить деньги. Те, кто искренне желают практиковать Хари бхаджан, никогда не должны отвлекаться и заковывать себя в цепи благотворительной деятельности.
  11. Один молодой искатель истины, одетый в каупину, однажды прожил с Гаура Кишором несколько дней. После этого, через агентство у женщины, владеющей недвижимостью, он организовал себе получение пяти катхов, участков земли, в виде пожертвования от этой женщины. Когда Гаура Кишора услышал об этом, он был крайне раздасадован: «Навадвипа Дхама находится за пределами этого материального мира. Как мирской землевладелец может осмелиться обладать здесь землей и даже помыслить о том, что он может подарить кому-то пять катхов этой земли? Простая песчинка трансцендентной Навадвипы более ценна, чем все драгоценные камни этого мира вместе взятые. Более того, насколько продвинут должен быть этот молодой преданный, обернутый каупиной, если он осмеливается присвоить себе столько земли вместо того, чтобы заниматься бхаджаном?»
  12. Однажды один преданный предложил сладости Господу Гауранге и принес как подношение Гаура Кишору, настойчиво предлагая ему принять угощение. Гаура Кишора сказал преданному: «Те, кто не являются вегетарианцами, те, кто совершают прелюбодеяние, или те, кто предлагают пищу Господу Гауранге с определенным мотивом, - их подношения никогда не достигают Господа и никогда не становятся прасадом».
  13. Гаура Кишора регулярно просил рис в качестве подаяния, после чего он готовил его и почитал прасад. Он никогда не прикасался к пище, предложенной кем-то еще. Однажды, во время сезона дождей, Гаура Кишора остановился в гостевом доме в Пхулии, в Навадвипе. Для него оставили немного прасада на отдельном блюде, чтобы он почтил его позже. Тем временем, змея проползла рядом с этим блюдом на глазах у одной женщины. Когда Гаура Кишора пришел и сел, чтобы почтить прасад, появилась эта женщина и сообщила ему о змее. Однако, Гаура Кишора твердо сказал, что он не прикоснется к прасаду, пока женщина не уйдет. Когда женщина ушла, Гаура Кишора сказал: «Посмотрите, как действует майя! Принимая форму сострадания, майя пытается глубоко поразить свою цель, медленно. Майя может принимать бессчисленные формы. Она всегда препятствует тому, чтобы простой смертный занимался Хари бхаджаном».

Гаура Кишора Дас Бабаджи Махарадж никогда не давал публичных речей, однако, его безупречный характер привлекал к нему всех. При встрече с Гаура Кишором, даже закоренелый материалист обретал склонность к практике Хари бхаджана.

В ноябре 1915 года, в день Экадаши, Шрила Гаура Кишора Дас Бабаджи испустил последний вздох. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сам организовал ритуальные обряды для своего глубоко почитаемого гуру.

Любимая песня Гаура Кишора Даса Бабаджи

Бабаджи Махарадж очень любил песни Нароттама Даса Тхакура. Особенно часто слышали, как он поет одну из них. Все учения Вайшнавов можно найти в одной этой песне:

гаура паху на бхаджийа гоину
према-ратана-дхана хелайа хараину

Я пригласил свою духовную смерть тем, что не поклоняюсь Господу Чайтанье. Из-за своего пренебрежения, я потерял бесценное сокровище любви к Кришне.

адхане ятана кари дхане тейагину.
Апана карама-доше апани дубину

Я отказался от истинного предназначения своей жизни и посвятил свое внимание никчемным вещам. Я тону из-за своих собственных злодеяний.

сат-санга чади каину асате виласа
те-каране лагила дже карма-бандха-пханса

Я отказался от общения с преданными, но я продолжаю общаться с обычными глупцами. Именно поэтому петля кармы опутала мою шею.

вишайа вишама виша сатата кхаину
гаура-киртана-расе магана на паину

Я постоянно пью самый опасный яд наслаждения чувств, и поэтому я не смог погрузиться в движение санкиртана, начатое Господом Чайтаньей.

кено ва ачайе прана ки сукха лагийа
нароттама даса кена на гела марийа

Почему я живу? Какое счастье жизнь доставляет мне? Нароттама вопрошает: «Почему я не оставил тело очень, очень давно?»