Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакура

Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакура

намо бхакти-винодайа сач-чид-ананда-муртае |
гаура-шакти-сварупайа рупануга-варайа те ||


«Я приношу тебе поклоны, О Бхактивинода, ты воплощение вечности, знания и блаженства, олицетворение шакти Гауры и лучшего среди последователей Рупы Госвами».

Духовный облик Бхактивинды 

Трансцендентный облик Шрила Бхактивинода Тхакура был раскрыт членам его духовной семьи. Он – лучший среди последователей Рупы Манджари, лидера в свите Лалиты Сакхи. Лалита Сакхи – главная среди восьми подружек Радхарани. Во многих произведениях, Шрила Бхактивинода Тхакур указывает на свое божественное положение:

югала-севайа, шри-раса-мандале, нийукта кара амай|
лалита-сакхира, айогйа-кинкари, винода дхаричхе пай||

«Бхактивинода держит твои стопы и просит занять эту никчемную служанку Лалиты Сакхи в служении Божественной Чете во время совершения ею раса-лилы». (Кальяна-калпатару)

В песне Сиддхи-лаласа в своей Гита-мале, также, Бхактивинода Тхакур раскрывает свою вечную духовную форму Камала Манджари, служанки Шри Рупы Манджари. Ее кунджа в беседке Лалиты, Враджананда-сукхада-кунджа, где она, согласно всем правилам, поклоняется Божественной Чете.

варане тарит, васа таравали, камала-манджари нама |
саре баро варша, вайас сатата, свананда-сукхада дхама ||

«Цвет моего тела подобен вспышке молнии, я одета в сари цвета ясного ночного небосвода, усыпанного звездами. Мне двенадцать с половиной лет и я живу в Свананда-сукхада-кундже».

Шрила Сачитанандана Бхактивинод Тхакур

Необходимость явления Бхактивиноды

После ухода Шри Кришна Чайтаньи Махапрабху, Сваруп Дамодара, Рамананда Рая и шестерых Госвами, Шринивас Ачарьи, Нароттама Даса и Шьямананды Прабху, для Гаудия Вайшнавского мира настал темный век. Личности, не способные понять трансцендентную чистоту религии любви Шри Чайтаньи Махапрабху, основали многочисленные еретические секты или апасампрадаи. Тотарама Дас Бабаджи назвал тринадцать таких еретических сект:

аул, баул, картабхаджа, нера, даравеша, саин|
сахаджия, сакхибхеки, смарта, джата-госани|
атибари, чурадхари, гауранга-нагари|
тота кахе эи терор санга нахи кари ||

Высший образованный класс бенгальского общества был шокирован и отвращен практиками данных еретических сект, в ходе событий отождествив религию Махапрабху с низшими классами людей необразованных и аморальных. Личности же, принадлежавшие к благородным слоям общества, таким образом, были лишены понимания или веры в подлинную религию Махапрабху. Будучи самым великодушным воплощением, Шри Чайтанья Махапрабху сжалился над этими, сбитыми с толку людьми и ради того, чтобы приобщить их к пути его божественной любви отправил своего вечного спутника Шрила Бхактивинода Тхакура в этот мир.

Наделенный сверхчеловеческой доблестью, Тхакур написал более чем сотню книг на различных языках, преследуя целью сразить все неортодоксальные точки зрения, идущие вразрез с доктриной религии Махапрабху. Результатом стало то, что грамотная часть общества, а, также, люди из разных уголков земли, признали непревзойденную ценность учения Махапрабху. Основатель Чайтанья Матха и известных по всему миру Гаудия Матхов, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур, заложил краеугольным камнем своей миссии книги и учения, данные Шрила Бхактивинода Тхакуром и способствовал претворению в жизнь послания Махапрабху, описанному в Чайтанья Бхагават:

притхивите парйанта ачхе джата деша-грама |
сарватра санчара хатибека мора нама ||
«Мое имя станет известным в каждой деревне и стране мира». (Чайтанья Бхагават 3.4.126)

Шрила Бхактивинода Тхакур, таким образом, внес непревзойденный вклад в самое основное - духовное благосостояние всего человечества. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур написал в своем предисловии к Джайва-дхарме: «Шрила Бхактивинода Тхакур чрезвычайно дорогой спутник Шри Чайтанья Чандры. С течением времени, когда те, кто проповедовал желания Чайтанья Дева оставили этот мир дабы войти в вечные игры Господа, небеса над Бенгалом медленно потемнели, закрытые густыми облаками чувственного наслаждения и ложного отречения. Небо заволокло, и мир лишился лучей света исходящего от санкиртаны, принесенной Шри Чайтаньей Махапрабху. Одно за другим, солнце, луна и бесконечные звезды скрывались из вида, оставляя лишь редкие вспышки молний рассеивающих бесконечную тьму невежества. Спустя, почти 350 лет после явления Чайтаньи Махапрабху, Шрила Бхактивинода Тхакур пришел, дабы озарить небосклон Гаудия.

«Все великие добродетели присутствуют в теле Вайшнава. Хорошие качества Кришны, постепенно развиваются в его преданных. Эти трансцендентные качества – характеристики чистых Вайшнавов, и они не могут быть объяснены, но я постараюсь выделить самые важные из них. Преданные всегда милостивы; они не враждебны. Они правдивы, равно относятся ко всем, лишены недостатков, щедры, милосердны и чисты. Они лишены материальных благ и трудятся на благо других. Они умиротворены, преданы Кришне и лишены желаний. Они кротки, решительны и полностью контролируют шесть характерных пороков: вожделение, гнев, жадность и так далее. Они едят ровно столько, сколько необходимо, благоразумны, уважительны и свободны от ложного желания к почету. Они серьезны, сострадательны, дружелюбны, поэтичны, искусны и молчаливы». (Чайтанья Чаритамрита 2.22.75-80)

«Все эти качества совершенным образом присутствовали в жизни Шрила Бхактивинода Тхакура, воплощавшего собой эталон чистой преданности. Океан сострадания, Шри Гаурахари, проявил свою милостивую природу к обусловленным душам девятью различными образами. Ту же доброту в распространении милости мы видим, смотря на пример жизни и работы Шрила Бхактивинода Тхакура».

Долг сампрадаи перед Бхактивинодом Тхакуром

Долг сампрадаи перед Бхактивинода Тхакуром

Шрила Бхактивинода Тхакур является корнем ежедневной практики Чайтанья Матха, Гаудия Матха, Чайтанья Гаудия Матха, Гаудия Миссий и т.д. Институты Гаудия Матха не могут быть отделены от Шрила Бхактивинода Тхакура. Эти институты находятся в неоплатном долгу перед его грандиозным вкладом.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур написал: «Преданные в линии Шрилы Рупы Госвами не пропагандируют веру в собственные силы, но, скорее, обращают внимание к источнику своей духовной силы. Мы, также, делаем все ради Шри Кришна Чайтаньи, Шри Рупы, Шрила Бхактивинода Тхакура и наших божественных духовных учителей» (Paträvalé, Srila Prabhupada’s letters, vol. 3, p. 89).

История семьи Шрила Бхактивинода Тхакура

История семьи Бхактивинода Тхакура

Также как высочайшее совершенство Верховного Господа Шри Кришны проявляется на примере человеческой деятельности и в облике человека, таким же образом, ради блага падших живых существ, действуют его вечные спутники, принимая облик обычных людей во время своего нисхождения на мирской план. Несмотря на то, что они кажутся обычными людьми, в действительности, их никогда не касается иллюзорная природа, и они всегда остаются трансцендентными к ней. Они могут иметь семью, но, между тем, в силу своей глубокой привязанности и любви к Богу, никогда не быть вовлеченными в материальные чувственные желания, подобно обусловленным душам. Они просто заняты времяпрепровождением, в ходе которого лишь имитируют деятельность обывателей ради того, чтобы, в итоге помочь им. Те, кто с искренностью предаются Вишну и вайшнавам способны распознать нематериальный характер этих личностей.

Царь Адишура пригласил Брахманов и других представителей высоких хинду сословий в Бенгал, среди них был каястха Пурушоттам. Его седьмое и восьмое поколения потомков были Шри Винаяк и Нараян, после занявшие посты правительственных министров. Пятнадцатым поколением потомков был современник Махапрабху, Раджа Кршнананда Датта. Он был преданным Кришны и Нитьянанда Прабху гостил у него дома вместе со своими спутниками, щедро одарив его своими благословения. Потомки Кришнананда Датты, включая Говиндашарана Датту, основателя деревни Говиндапура. Калигхата, Сутанути и Говиндапура – три деревни, впоследствии образовавшие Калькутту.

Внуком Говиндачарья Датты был Рамачандра. Его правнуком был Мадана Мохана Датта, который пожертвовал Калькутский Хедува Пукур муниципалитету в целях общественного пользования гражданами. Также, в 1774 году, он потратил большие средства из личных сбережений на сооружение ступеней Гайской Преташила Тиртхи и горы Чандранатха. Внуком Мадана Мохана Датты был Раджаваллабха Датта, чей сын Анандачандра Датта был чрезвычайно религиозным и чуждым материальной жизни. Анандачандра женился на Джагадмохини Деви, дочери Ишварачандра Мустауфи, прославленного землевладельца деревни Ула, штата Надия.

Шрила Бхактивинода Тхакур принял Анандачанрда Датту и Джагадмохини, как своих родителей и явился в Ула-Бирнагаре в доме его деда по материнской линии. Это был 352 год от рождения Чайтаньи Махапрабху, воскресенье, 2 сентября 1938 года. Это была Шукла Трайодаши титхи месяца Бхадра. Родители нарекли мальчика именем Кедаранатха.

Детство Бхактивинода Тхакура

Бхактивинода написал свое первое стихотворение, когда ему было два года. Это исключительное проявление таланта указало на его будущее призвание и стало предпосылкой рождения трансцендентных песен преданности, которые он еще напишет позже в своей жизни. Песни, исполненные преданности Богу и сокровенных чувств, подобные его песням, не являются плодом мирской учености или творческой способности, но сами проявляются в вечно-совершенном спутнике Господа. Слова обитателей Вайкунтхи неотличны от личности Верховного Господа, воспетой ими. Невозможно проводить их сравнение с какой бы то ни было звуковой вибрацией этого мира. Каждое слово, написанное Тхакуром – божественная амброзия, пробуждающая настроение любви к Богу, наполненная чувством преданности.

Всего в шесть лет, он изучил все детали таких исторических эпосов, как Махабхарата и Рамайна. Способен ли на такое обычный шестилетний ребенок? Без божественной милости невозможно постичь суть духовных писаний. Они недоступны к пониманию при помощи одной лишь учености. Значение писаний было само явлено сердцу Тхакура. Таким образом, существует принципиальная разница между объяснением писаний человеком, которому знание было даровано само собой божественной силой и личностями, которые черпают свое понимание основываясь на мирском ученом анализе.

Шрила Бхактивинода Тхакур начал изучать астрологические тексты в возрасте девяти лет, но согласно его автобиографии, задаваться вопросами о духовной истине, он начал с десяти лет. Несмотря на, естественным образом присущий ему во все времена, фокус на духовной истине, он являл свои лилы, показывая тем самым, особый характер жизнедеятельности человека. Он начал общаться с людьми, дабы понять, что их занимало, чему посвящены их мысли. Приятной речью и уважительным отношением, он располагал к себе тех, с кем заводил беседы. Когда бы он не указывал на изъяны в аргументах собеседников, те не испытывали гнева или разочарования, но скорее радость. Подобное поведение вряд ли можно назвать доступным обычному беспокойному мальчику десяти лет.

Ниже приводятся некоторые автобиографические эпизоды из детства Шрила Бхактивинода Тхакура: «В каком бы доме не наступало время празднования фестивалей, я всегда отправлялся туда. Однажды, в доме одного брахмачари проходил один из религиозных фестивалей. Снаружи располагался славный храм, внутри был цветочный сад и алтарь для огненных жертвоприношений. Брахмачари совершал поклонение согласно тантрическому ритуалу. В укромной маленькой комнатушке, он хранил человеческий череп. Некоторые люди говорили, что если предложить черепу воду и молоко, то он заулыбается. Я взял череп и предложил ему воду, но тот не заулыбался.

Неподалеку располагался дом одного астролога, где я слушал песенные выступления. Один пожилой плотник был занят росписью декораций для изваяния во время проведения Дурга пуджи. Я присел рядом с ним в то время, пока он работал и стал задавать ему множество вопросов, на которые он терпеливо отвечал. Я спросил: «Когда дух бога входит в изваяние?» Плотник ответил: «Когда я нарисую его глаза, Бог придет и войдет в образ». В тот самый день, когда он должен был рисовать глаза божеству, я пришел, преисполненный желания воочию увидеть появление Бога, но Бог не пришел. Я обратился к плотнику: «Голока Пал сделал это изваяние. Сперва, он связал пучки соломы, а после покрыл их глиной. Вы покрыли божество мелом и расписали его. В этом изваянии нигде нет Бога, верно?» Плотник ответил: «Когда брахманы освящают божество, тогда Бог появляется и входит в образ». Тогда я стал внимательно наблюдать за священной церемонией, но ни разу не увидел божественного появления. Я считал плотника порядочным и мудрым малым и, придя к нему домой, снова попросил объяснений. Тогда он сказал мне: «Я не верю в поклонение идолам. На мой взгляд брахманы просто используют их, как предлог для того чтобы обманным путем вымогать деньги у наивных людей». Слова плотника очень обрадовали меня, и я попросил его рассказать мне что-нибудь о Верховном Господе. Он сказал: «Говорите, что хотите, но я не верю ни во что иное, кроме как в единого Верховного Господа, Парамешвару. Боги и богини все выдуманы. Я поклоняюсь единому Богу каждый день». Слова старика вселили в меня веру.

Во мне проснулось еще больше любопытства. Мусульманский лакей Голам Кхан охранял казну. Как-то раз, в ответ на мой вопрос, он сказал: «Бога зовут Кхода. Было время, когда он был один и не было никого и ничего, кроме него. Однажды, он взял грязь со своего тела и, сделав лепешку из нее, бросил в единый океан. Верхняя часть лепешки стала небом, а нижняя землей. После он создал род людской, начиная с Адама и Евы. И все мы потомки Адама и Евы». Услышав этот миф, я спросил его: «А кто такой, по-вашему, Рама?» Он ответил: «Рама и Рахим - одно. Это Кхода». Затем я узнал от него о заклинании, при помощи которого можно изгонять призраков. Голам Кхан сказал: «Призраки - потомками Сатаны. Они боятся имени Рахим». Все эти уроки очень обрадовали меня».

«Мой дядя по маминой линии Парашурама Мустауфи в то время изучал юриспруденцию. Сперва, он верил в Бога, но позже отказался от этой идеи. В то время, пока он был верующим, другие мои дядья Рагху и Нашу являлись его последователями. Однако, перестав верить в личность Бога, он стал называть Рама Мохана Рая своим гуру. Будучи лишь невежественным ребенком, я был очень обеспокоен, и мне было не по себе от такого несовпадения точек зрения с ним. Дядя Парашурама сказал: «Все в мире является следствием природных стихий. Не существует такого понятия, как Бог, находящийся за пределами природы». Услышав это, я отправился в школу к одному Бхаттачарье и попросил его ответить на этот вопрос. Его ответ еще больше сбил меня с толку. Тем не менее, невзирая на свое замешательство, я никогда не переставал воспевать имя Рамы».

Пример этих историй может послужить следующим уроком: вместо того, чтобы с головой окунаться в, сбивающие с толку, попытки установления доподлинно-точных доктрин об отношениях между Божественным и творением, человеку следует просто повторять Святое Имя с верой. В какой-то момент также и Махапрабху, завернув свои книги в тканевые обложки, обратился к своим студентам с призывом просто воспевать Святые Имена. Догматическая духовная истина не может быть постигнута посредством ментальной спекуляции, следствием которой станет лишь ошибочная концепция восприятия Бога.

Женитьба Кедаранатха

Когда Шрила Бхактивинода Тхакуру было всего одиннадцать лет, его отец умер. Согласно обычаю, распространенному в те времена, мать Кедаранатха устроила брак своего двенадцатилетнего сына на пятилетней девочке из близлежащего Ранагхата. Впоследствии Шрила Бхактивинода Тхакур говорил о своей свадьбе: «Все было похоже на игрушечную свадьбу кукол. Поскольку я не мог самостоятельно позаботиться о себе в доме родственников жены, родители отправили со мной няню».

Хотя Тхакур имел опыт вовлеченности в мирскую деятельность, он ни коим образом не протестовал против системы устройства браков того времени.

Период обучения

В возрасте шести лет Кедаранатха начал изучать санскрит в Толе Видьявачаспати. Затем, в возрасте семи лет, дедушка отправил его на обучение в Кришнагар Колледж. В то время, руководителем колледжа был Капитан Д.Л. Ричардсон и главным местным профессором был Рамтану Лахири. Через год в Уле открылась англоязычная школа, куда был записан Кедаранатха. Во время обучения в Кришнагар Колледже одним из его приятелей был царь Кучбихара, бывший еще ребенком.

Когда дедушка Кедаранатха по материнской линии умер, они с мамой переехали жить в Калькутту в семейный дом на углу улиц Бидон и Хедуа в Бхаванипуре. Он продолжил обучение в Индийской Благотворительной Школе. После проведенных там четырех лет, в 1856 году он был принят в Хинду Школу.

Шрила Бхактивинода Тхакур был одним из первых студентов Ишварачандра Видьясягара, который с большой любовью относился к нему. Однажды, Бхактивинода навестил великого ученого в его доме в Калькутте. Видьясагар Махашай сказал ему: «Поскольку ни один из нас никогда не видел Бога, будет лучше, если мы не станем говорить о нем». Несмотря на то, что Бхактивинода Тхакур был его студентом, он не стал воздерживаться от того, чтобы сказать истину почитаемому им учителю. Бхактивинода спросил: «Пандит Махашай, почему же вы тогда написали в своей (детской) книге Бодхайа, что Бог не имеет формы и чистого сознания. Если вы никогда не видели Бога, почему тогда вы так написали о нем? Бог всемогущий. Не кажется ли вам, что если Бог на все способен, значит, он также наделен силой иметь форму? Верховный Господь мой вечный повелитель и я его вечный слуга. Естественная любовь, которую мы испытываем к Верховному Богу называется бхакти, брахма-видья или пара-видья согласно Ведам. Это подлинное знание, осознание которого означает, что нет недостатка каких-либо знаний».

Те, кто всегда погружены в непосредственные отношения с абсолютной истиной, Верховным Господом, наделены способностью мгновенно распознавать утверждения, идущие наперекор духовной истине. Существует кардинальное отличие между знанием, полученным в результате чтения книг и знанием, полученным в результате нисхождения самопроявленной сияющей истины.

Университет Калькутты был основан в 1856 году и вступительные экзамены были объявлены там впервые. Среди студентов приятелей Шрила Бхактивинода Тхакура были Сатьендранатх и Ганендранатх Тагор, Тарак Натх Палит и Нарагопал Митра. Ректор Клинт, преподобный Дафф, Джордж Томпсон и Кешав Чандра Сен были очарованы познаниями юноши в английском языке и литературе. Ближе к окончанию 1856 года, Кедаранатха опубликовал поэму The Poriade на английском языке, которая была положительно встречена образованными кругами Калькутты. Все англоязычные поэмы написанные Тхакуром были опубликованы в Library (Literary) Gazette. В этом же (1856) году Бхактивинода выступил с лекцией в Британском Индийском Сообществе. Лекция была посвящена теме эволюции материи и встречена восторженными рукоплесканиями.

В этот период, Тхакур также изучал Брахма дхарму, христианство, Библию, Коран и многие другие религиозные традиции и книги. Он пришел к выводу, что христианство превосходит Брахма религию в силу принятия вечно существующей личности Бога. В 1857 году вспыхнуло восстание сипаев. В свете этих событий, Кедаранатха в течение какого-то времени путешествовал и давал лекции.

Предсказание деда Кришнаваллабхи

В 1858 году Кедаранатха отправился в Нилачал. Возвращаясь в Калькутту, он остановился в Чутиграме, где жил его дедушка Кришнаваллабха Датта. Пророчески, дедушка предрек, что Кедаранатха будет великим вайшнавом и, в то же мгновение, жизненный воздух вышел из него через макушку. Кедаранатха задержался там еще на несколько дней, прежде чем продолжил свой путь в Калькутту через Куттак, Бхадрак и Миднапур.

Титул Бхактивинода

По рекомендации Ишвара Чандра Видьясагара, Кедаранатха Датта устроился на работу в Куттакскую Государственную Среднюю Школу и, вскоре, в 1860 занял пост директора школы в Бхадраке. В течение этого времени он написал книгу о различных религиозных институтах Ориссы, «Матхи Ориссы», на которую сэр Уильям Хантер опирался в ходе своего исследования Ориссы. Он, также, написал работу, которую назвал Шри-Чайтанья-Гита и которая была опубликована под литературным псевдонимом Саччидананда Премаланкара. Титул Бхактивинода был присвоен ему Шри Гаудия Госвами Сангхой в 1885 году на юбилее, посвященном 400-летию с момента явления Махапрабху. С этого времени, Кедаранатха Датта стал известен в вайшнавских кругах, как Шри Саччидананда Бхактивинода Тхакур.

Титул Бхактивинода Тхакура

Путешествия и Проповедь

Он также преподавал в школе в Миднапуре. Однажды, приверженец Брахмо религии, Рама Нарайан Басу, услышал Тхакура говорящим об истинности религии на встрече в литературном кружке и был глубоко тронут его выступлением. Во время жизни в Миднапуре, жена Тхакура умерла и он женился во второй раз на Бхагавати Деви. Из Миднапура он отправился в Бурдван на проповедь. Находясь там, в 1863 году Тхакур публикует книгу «Наши потребности» на английском языке. Он принял участие в диспуте между представителями движения Брахма Самадж и христианами, стараясь занять положение посредника между обеими сторонами. В двух лекциях он раскрыл проблематику с точки зрения обеих групп. В Бурдване он организовал группу, получившую название Бхратр-самаджа. На одной из встреч этой группы он произнес ученую речь о душе, которая привлекла внимание одного мистера Хейли.

Из Бурдвана Тхакур отправился в Чуадангу и Ранагхат прежде, чем на время переехать в Чапру в штате Бихар. Живя там, он впервые приехал с визитом во Вриндаван, путешествуя на поезде через Каши, Мирзапур, Прайаг, Агру и прочие города. Находясь в Чапре, Тхакур изучал и освоил урду и персидский языки. Там же он дал класс о Гаутаме.

Из Чапры он поехал в Пурнию и, затем, в 1868 году, в Динаджпур, где занял должность заместителя магистрата. В Динаджпуре Тхакур услышал о споре между представителями индуизма и Брахмоса, в который вмешался, и произнес речь по Бхагват: Его Философия, его Этика и его Теология.

В июне 1868 года он посетил дом Рупы и Санатаны в Рамакели, также как и Раджмахал и так далее. После чего вернулся в Калькутту, где принялся разыскивать копии Чайтанья-чаритамрты и Шримад Бхагватам. После трудоемкой работы, он, наконец, разыскал копии в печатном доме Бата Тала. С этими ценными изданиями, он отправился в Пурушоттам Дхаму, где стал президентом храма в целях осуществления надзора над организацией его работы. В Пури, на постоянной основе он прожил пять лет, с 1869-1874 годы.

Наказание Бисакисана за обман

Жизнь Шрилы Бхактивинода Тхакура - наглядный пример олицетворения качеств вайшнава, который с одной стороны мягче розы, а с другой ужаснее грома и молнии. Добрый и сострадательный от природы, он был беспощаден к бесчестью под именем религии. Как-то раз во время его жизни в Ориссе произошел следующий инцидент. В 1871 году, выходец из касты Кхандаит и секты Атибари по имени Бисакисана, в результате йогических практик, приобретший определенные мистические силы, провозгласил себя инкарнацией Махавишну. Вместе со своими приспешниками, Бисакисана остановился на окраине джунглей неподалеку от Бхуванешвара. Он заявил, что на 14 день месяца Чаитра он явит четырех-рукую форму и разделается со всеми чужеземцами, пытающимися внести изменения в истинную религию. Данное заявление была написано на языке ория в стихотворной форме:

банере ачхи бисакисана
гуптаре ачхи на джана и ана|
тера минаре арамбхиба рана
чатурбхуджа хои нашиба млеччха-гана!

«Я скрываюсь в лесу, и никто меня не знает. Но на 13 Мину я начну войну. Приняв четырех-рукую форму, я разрушу млечх».

Посредством своих мистических сил, он был способен исцелять неизлечимо больных и этим привлек на свою сторону множество последователей. Однажды Бисакисана объявил, что в полнолуние совершит раса-лилу и пригласил девушек из близлежащих деревень присоединиться к нему.

Представители Чхаудхури из клана Бхрингара обнаружили, что он осквернил женскую часть их населения и в массовом порядке отправились с жалобами к окружному уполномоченному участковому Равеншоу. Участковый перепоручил расследование дела Бхактивинода Тхакуру, который лично отправился в джунгли на встречу к Бисакисану. Бисакисана сказал Бхактивиноду, что он является живым воплощением Махавишну и, что Джаганнатх Дева есть ни что иное как безжизненная деревянная статуя. Он испробовал множество путей, льстил Тхакуру, стараясь склонить его на свою сторону. Когда же Бхактивинода убедился, что Бисакисана не оставляет своих идей, но намерен продолжать дальше обманывать людей, арестовал его и привез с собой в Пури.

Тхакур приступил к установлению личности Бисакисана, для чего отправился по многим деревням и Буддистским вихарам в области Кхандагири в округе Пури. Собрав внушительное количество улик, доказывавших, какие рамки этот йоги перешел в обмане людей, Тхакур привел его в суд. Во время слушаний суда, йоги, используя свои мистические силы, навел на Бхактивиноду и его семью различные болезни, пытаясь запугать Тхакура таким образом, но попытки не увенчались успехом. Тхакур был полон решимости увидеть Бисакисана наказанным за сговор с целью мятежа и назначил ему осуждение сроком на полтора года. Бисакисана объявил голодовку и, проведя 21 день без еды и воды, оставил тело.

В последующий месяц в Джайпуре другой мошенник провозгласил себя инкарнацией Брахмы, в то время как в Кхурде еще один назвался воплощением Баларама. Бхактивинода Тхакур быстро пресек их попытки обмана населения.

Другая деятельность Тхакура в Пури

В период жизни в Пури, Шрила Бхактивинода Тхакур воспользовался возможностью изучения таких произведений, как Бхагават, шесть Сандарбх Дживы Госвами, Говинда-Басья, Сиддханта-ратнам, Прамея-ратнавали и другие произведения Баладева Видьябхушана. Также, он подробно изучил Бхакти-расамрта-синдху Рупы Госвами. На собственном примере Тхакур показал важность культивации понимания писаний с целью изучения истины чистой преданности, содержащейся в них. Махапрабху провозгласил, что одной из пяти главных составляющих практики преданного служения является слушание Бхагават. Джива Госвами указал, что слушание является лучшей среди составляющих практики преданного служения. Для того чтобы утвердить ту же истину, Шрила Бхактивинода Тхакур организовал, регулярно встречавшуюся на дискуссии по Бхагават - Бхагават Самсат группу, - которая проводила свои встречи в садах Джаганнатх-валлабха в Пури.

Многие именитые вайшнавы Пури, такие как Нитьянанда Дас, Парамананда Дас, Нараян Дас Маханта, Харихара Дас Маханта из Уттара Паршвы, были привлечены слушанием Бхагават из его уст. Подобно тому, как Махапрабху совершал лилы слушания Бхагават от Шрила Гададхар Пандита Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур, также, слушал дискурсы, данные Гопинатх Пандитом. Один отреченный вайшнав, Рагхунатх Дас Бабаджи из Хати Акхара, неодобрительно отнесся к тому, что Тхакур давал классы по Бхагават и вскоре заболел. После этого Джаганнатх пришел к нему во сне и дал наказ. Повинуясь наказу, тот отправился к Шрила Бхактивинода Тхакуру и, принес свои извинения, после чего выздоровел.

Приходя в храм Джаганнатхи, Тхакур не садился на, так называемый, Мукти-мандапа, где ученые маявади обсуждали свою философию. Он садился около храма Лакшми, где находятся отпечатки стоп Махапрабу и обсуждал философию преданности там. Многие майавади привлекались его дискурсами и, вскоре, это место стало известно, как Бхакти-мандапа или Бхакти-прангана. В этот период, Шрила Бхактивинода Тхакур изучал Чайтанья Чаритамриту Кришнадас Кавираджа Госвами, Бхаки-ратнакара Нарахари Чакраварти, однако, он не принял Чайтанья-мангалу Джаянанды Госвами, как авторитетное произведение. Он поддерживал отношения с сиддха-вайшнавом, которого звали Сваруп Дас Бабаджи, обсуждая с ним писания. Он также написал работу на санскрите, которую назвал Датта-каустубха и начал писать - Шри-кришна-самхиту - стихи на санскрите.

Рождение Бхактисиддханты Сарасвати

Богатая семья арендовала землю в Пури, расположенную вдоль Гранд Роуд от Дакшина Паршва Матха и построила на ней дом. Шрила Бхактивинода Тхакур и его семья жили в здании, расположенном неподалеку от храма Господа Джаганнтахи, рядом с Нараян Чаттой. В 1974 году этот дом был восстановлен Его Милостью Бхакти Даита Мадхава Госвами Махараджем, и сейчас представляет собой красивый храм Чайтанья Гаудия Матха.

6 февраля 1874 года в 3.30 утра, в пятницу на Кришна-панчами месяца Магх, в этом самом доме у Бхагавати Деви родился сияющий и красивый малыш, в то время как Тхакур и остальные члены семьи воспевали имена Господа. Присутствующие были удивлены, видя, что пуповина опоясывала тело малыша в точности как священный шнур. Мальчику назвали Бимал-прасад (Вимала-прасад) в честь божественной энергии Джаганнатх Дева, Вималы Деви. Его первой твердой едой стал маха-прасад Господа Джаганнатхи. Когда малыш вырос, он стал Шрила Бхатисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупадой, основателем Чайтанья Матха и всемирно известных Гаудия Матхов.

Шрила Бхактивинода Тхакур был своим для Джаганнтах Дева. Именно Джаганнатх устроил переезд Тхакура в Пури и назначил его руководителем храма. После рождения Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура, проповедь послания Махапрабху распространилась по всей планете. В этом заключается суть слов написанных Вьясадевом в Падма-Пуране - хи уткале пурушоттамат – «из Пурушоттама в Ориссе».

Спустя месяц после рождения ребенка, Бхактивинода Тхакур вернулся в Бенгал с семьей, на этот раз, держа путь в Ранагхат. Они путешествовали по суше на паланкине.

Несравненный вклад Бхактивиноды

Ведавьяс и его писания, являются фундаментом для всех тех, кто утверждает, что следует Санатана Дхарме. Сам Вьясадев практиковал и следовал пути, с помощью которого человечество может обрести высочайший мир. Ведавьяс составил и разделил Веды, написал 18 пуран и Махабхарату, включая Бхагавад-Гиту, но все же не испытывал удовлетворения. Наконец, в Бхадарикашраме, Нарада Муни повелел Вьясу прославить деяния Шри Кришны, дабы доставить ему (Кришне) удовольствие. Лишь после написания 12 песни Шримад Бхагватам, Ведавьяс наконец обрел столь долгожданное умиротворение. Махапрабху Шри Чайтанья проповедовал религию Бхагавад, обнаруживающую себя в данном тексте. Однако, после ухода Махапрабху и его спутников, путь чистой преданности зарос колючками, до того момента пока не пришел Бхактивинода Тхакур, написавший множество книг, ставших маяками в проповеди доктрины чистого преданного служения Кришне.

Благодаря его неустанным усилиям, все еретические доктрины были обличены, как несостоятельные, а путь верховной благоприятности и сострадания воссиял над всем миром. Эти усилия могут считаться непревзойденным и беспрецедентным вкладом. Без уполномоченности самим Кришной, никто не способен распространить послание чистой преданности. Демонстрация таких возможностей не представилась бы возможной, не будь Шрила Бхактивинода Тхакур близким спутником Гауранги Махапрабху, Шри Кришны.

Внешне он ничем не отличался от семьянина, исполняющего свой долг; государственный слуга, занятый исполнением административных обязанностей, он все же написал более сотни книг на различных языках. Невозможно не впечатлиться такими монументальными достижениями. Каждое написанное им слово - это священное писание; каждое слово пробуждает дух преданности Тому, Кто находится за пределами постижения с платформы чувств и ума. Мирские ученые никогда не будут способны достичь подобного рода синтеза, какого достиг Бхактивинода. Каждая из его мыслей была в совершеннейшей степени обоснованной и никогда искусственной. Произведения Тхакура представляют собой беспрестанное выражение сострадания к падшим душам. Его Милость Бхакти Даита Мадхава Махарадж всегда говорил своим ученикам: «Вам нет никакой необходимости заниматься чем-либо иным, кроме как переводом книг Бхактивинода Тхакура на разные языки и этим вы принесете величайшее благо людям мира». В действительности, у истоков всего того, что только принес Гаудия Матх миру стоит Шрила Бхактивинода Тхакур.

Путешествия и проповедническая деятельность Бхактивиноды

После рождения Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура, Шрила Бхактивинода Тхакур вернулся в Бенгал. С тех пор, он начал проповедовать учение чистого преданного служения, путешествуя по всей Индии. Мы приведем коротенькую сводку всех тех мест, которые он посетил с целью проповеди или паломничества в период с 1877–1910. Он отправился в Амту в округе Улуберия, посетил Шрипат Абхирам Тхакура в Канакуле Кришнанагара, Шьямапура, Бхадрак в Ориссе, Нараил в округе Джессоре, Калькутта, Праяг, Вриндаван (где он впервые встретился с Джаганнатх Дас Бабаджи), Шри Радха Кунд, Шри Говардхана (где он разогнал шайку Канджхара бандитов, которые беспокоили паломников в Дхаму), Матхура, Лакнау, Файедабад, Гоптара Гхат, Айодхья и Бенарес.

Тхакур вернулся в Калькутту когда в 1882 году начал строительство Бхакти Бхавана на 181 Маниктола улице. Во время проведения работ по закладке фундамента, было обнаружено божество Курмадева. Шрила Бхактивинода Тхакур дал это божество Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакуру и обучил его тому, как правильно поклоняться. После, Бхактивинода впервые приехал в Маяпур.

Он занимал должность заместителя коллектора в округе Барасат. Тогда в 1884 году, он был переведен по службе в Шрирамапур Вайдьянатха, Бакипур и Гаю, где увидел ступени на Преташиле, построенные его прадедом, Мадана Мохана Даттой. Он вернулся в Нараил, Барасат, Мемари, Кулинаграма, Бйандел и Саптаграм. В Кулинаграме он давал лекции о Святом Имени, проводя грань между чистым именем, понятиями намабхас и намапарадха. Там же, он дал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакуру посвящение в Святое Имя и Нрисимха мантру.

В Калькутте в 1885 году Бхактивинода Тхакур установил печатный станок Чайтанья-янтра. В 1886 году он помог организовать Вишва-Вайшнава-сабху в Дурга Мандапе Рама Гопала Басу в Кришнасимхере Гали неподалеку от дороги Бетхун. Там Тхакур давал лекции по Чайтанья Чаритамрите и Бхакти-расамрта-синдху. Тогда же он встретился с Рамакришна Парамахамсой, выступил в противовес его имперсональной философии и описал истину о чистой преданности Богу.

Открытие места рождения Махапрабху - Бхактивинод Тхакур

Открытие места рождения Махапрабху

В 1887 году Шрила Бхактивинода Тхакур посетил самую именитую Шива-лингу в Бенгале в Таракешваре, где Шива явился к нему во сне и сказал: «Ты хочешь переехать во Вриндаван, но много работы осталось неоконченной в Навадвип Дхаме и ее окрестностях. Что ты там сделал?» Позже, в том же году, он был переведен в Кришнанагар. После посещения Кулии, современного города Навадвипы, он стоял на крыше Ранира Дхармшалы, обозревая сверху Гангу. Около десяти часов вечера он увидел светящееся здание на другой стороне реки. Его сын Камала Прасад, также был с ним и видел этот свет. По опросам местных жителей удалось установить, что место называлось Баллаладигхи. Когда Тхакур стал расспрашивать старших жителей Баллаладигхи, они сказали ему, что это место является местом рождения Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Бхактивинода Тхакур продолжил исследование старых карт и документов и пришел к окончательному выводу, что место рождения Махапрабху действительно располагалось там.

Он продолжал содержать свой дом в Калькутте, где установил Гиридхари Шилу, данную ему Джаганнатх Дас Бабаджи, но в 1888 году, Тхакур купил собственность на Годрумадвипе, в месте известном, как Сурабхи Кунджа. Во время своей работы в Кришнанагаре, он также посетил место рождения Улы.
В 1889 году Тхакур был переведен в Восточный Бенгал в Нетракону округа Мыменсингх, откуда с визитом отправился в Нараян Ганж, город Мыменсингх, холмы Гаро, где благословил людей племени Хаджонг и Говаланда. Хотя Тхакур мог приехать в Калькутту в этот период, вскоре его перевели в Тангаил и после в Бурдван. Он посетил следующие места: Шантипур, Кална, Багхна, Пара, Каиграм и Денур, место расположения Шрипата Вриндаван Дас Тхакура. В течение этого времени он снова посетил Кулию, снова встретился с Джаганнатх Дас Бабаджи в его бхаджан-кутире, где находилась бетонная веранда, построенная как раз по этому случаю (май 1890).

Находясь в Бурдване Тхакур совершал киртан с преданными деревни Амладжора и посетил Гопалпур, Ранигандж и Баракару.

В 1890 году Шрила Бхактивинода Тхакур снова был переведен в Раниган в Восточном Бенгале и после, в 1891 году, вернулся в Динаджпур. Приехав в Калькутту, он встретился с Шишира Кумара Гхошем, который считал Тхакура своим Гуру и даже называл его «седьмым Госвами». Шишира Кумара Гхош регулярно навещал Тхакура в Бхакти Бхаване и под его руководством начал воспевать джапу и носить туласи-малу на шее. Однако он не мог во всей полноте принять принципы вайшнавского уклада.

В течение этого периода Бхактивинода также посетил Миднапур (Мединипура), где проповедовал Шитанатха Махапатре и другим преданным, Гхатал в округе Миднапура и Каяпата Бадана Гадж в округе Хугхли. Оттуда он вернулся в Кришнанагар, вновь остановившись в Сурабхи Кундже. В Кришнанагаре он организовал несколько крупных встреч, на которых выступал лично. Господа Малрой, Ревелшоу и Батлер были завсегдатаями на этих встречах.
9 марта 1892 года в Амалджоре Тхакур принял участие в программе Харивасара на которой присутствовал Джаганнатх Дас Бабаджи. Оттуда он отправился во Вриндаван, остановившись в Бакшаре (Бихар) и Праяге. Он находился во Врадже с 21-29 марта, успев за это время посетить такие места, как Билваван, Бхандирван, Матхавана, Манасаровар, Матхура, Гокула, Мадхуван, Талаван, Кумудван, Бахулаван, Радхакунда и прочие. После этого, с заездом в Канпур и Аллахабад, Тхакур вернулся в Калькутту.

В Калькутте он возобновил проповедь послания Шри Чайтаньи Махапрабху в Бхакти Бхаване, наряду с продолжавшимися встречами в Кришнанагаре. В месяц Магха 1399 (февраль 1893), он устроил фестиваль киртана на Годрумадвипе на котором Джаганнатх Дас Бабаджи был почетным гостем. Позже, этой весной, на 20 день месяца Фалгун (март 1893), Джаганнатх Дас Бабаджи указал точное место явления Махапрабху в этом мире.

В это время же Тхакур вступил в дебаты с одним из членов семьи Госвами на тему того, что близкие спутники Махапрабху были шудрами. Услышав его речь, Шрила Бхактивинода Тхакур был крайне недоволен и предостерег выступавшего следующими словами:

вайшнава-чаритра, сарвада павитра, джей нинде химса кари|
бхакативинода, на самбхасе таре, тхаке сада мауна дхари||

«Природа вайшнава всегда безукоризненна. Бхакативинода не будет разговаривать ни с кем, кто от злости критикует вайшнава, но будет хранить молчание».

Приблизительно в это же время Шрила Бхактивинода Тхакур записал свою гуру-парампару и вывесил ее снаружи Бхакти Бхавана.

В январе 1894 года Шрила Бхактивинода Тхакур организовал крупную встречу А.В. Школы в Кришнанагаре. По результатам данной встречи было решено, что на месте рождения Махапрабху должны быть установлены божества.

В то же время, Навадвип Прачарини Сабха организовала группу проповедников по случаю только что открытого места рождения. Нафар Чандра Пал Бхактибхушана, землевладелец Натудана в округе Надия, был назначен избирателями на должность испольнительного секретаря Сабхи.

Дварика Бабу, Нафар Бабу и другие члены Сабхи постановили, что на месте рождения Махапрабху будет построен храм, в котором будут установлены божества Гауры и Вишнуприи. Божества были установлены в пятницу 21 марта 1894 года (Чаитра, 9 день, 1300 Бенгали) на Фалгуни Пурниму под звуки восторженного киртана во время лунного затмения. В целях должного ухода за божествами был сформирован комитет (Шри Маяпур Сева Самити), членами которого стали многие вайшнавы, включая Шьямалал Госвами, Шашибхушана Госвами, Радхиканатха Госвами, Випина Вихари Госвами, Махамахопадхьяя Пандит, Аджитанатха Нйяяратна, Махендранатха Бхаттачарья Видьяратна, Сатьядживана Лахири, Раджа Ванамали Райа Бахадура или Тараса в округе Пабна, Шишира Кумара Гхош, Матилала Гхош, Йатиндранатха Чхаудхури, Махендранатха Маджумдара, адвокат Кишорилала Саркара, Налинакса Датта, Канайлала Де Бахадура, заместитель магистрата Навина Чандра Сена и Джагачандра Рай.

Деятельность Бхактивиноды в Пури

Деятельность Бхактивиноды в Пури

4 октября 1894 Шрила Бхактивинода Тхакур ушел в отставку с правительственной службы и переехал на постоянное место жительства в Сурабхи Кунджу на Годрумдвип, где снова давал лекции по вайшнавским священным писаниям. Какое-то время спустя после ухода Джаганнатх Дас Бабаджи в феврале 1896, Бхактивинода принял приглашение независимого Раджи Типеррах (Трипуры), Бирчанджа Деваварма Маникья Бахадуры приехать в Агартолу. Он отправился туда с Бхактисиддхантой Сарасвати в июле 1896 года и провел дискурсы на тему чистого преданного служения, которые очаровали Раджу. Позже, в том же году, он взял Бхактисиддханту Сарасвати в Кашиянг, и затем, в1898 году в Бенарес и Праяг.

В 1899 году Шрила Бхактивинода Тхакур купил в собственность землю, на которой позже построил Свананда Сукхада Кунджу. Когда строительство было закончено, он переехал туда с тем, чтобы совершать там бхаджан. Гаура Кишора Дас Бабаджи приходил к нему послушать лекции Тхакура по Бхагават и там же впервые его увидел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур. В 1900 году Бхактивинода Тхакур путешествовал с Бхактисиддхантой в Пури через Балешвар, Ремуну, Бхуванешвар и Шакти Гопал. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур выказал глубокое желание совершать бхаджан на пляже неподалеку от самадхи Шрила Харидас Тхакура и отец договорился с суб-регистратором Пури, Джагабандху Паттанаяком, чтобы тому было дано служение Гиридхари асане в Сатасана Матхе. В марте 1901 года, они снова приехали в Пури и в 1902 году началось строительство Бхакти-Кути. В это же время Раджа Коссимбазара, Маниндра Чандра Нанди, получал от Тхакура наставления в преданном служении.

В 1903 году Бхактисиддханта Сарасвати регулярно читал и давал Тхакуру дискурсы по Чайтанья Чаритамрите в Бхакти Кути. Знаменитый Радха-рамана Чарана Дас Бабаджи как-то раз пришел с визитом к Бхактивинода Тхакуру и они принялись обсуждать доктрины преданного служения. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур нашел деятельность и догмы Чарана Даса еретическими и привел тому доказательства из писаний. Позже, когда Шрила Бхактивинода Тхакур вернулся в Навадвипу, Чарана Дас выразил желание принять участие в Навадвип-парикраме (проведение которой организовал Тхакур), но, к сожалению, оставил тело прежде, чем успел это сделать.

Возвращение Тхакура на Годрумадвипу

В 1906 году в доме заминдара Йатиндранатха Райа Чхаудхури в Таки, Шрила Бхактивинода Тхакур дал подробный трактат по учению Махапрабху. 26 февраля 1906 года Тхакур снова прибыл в Калькутту и оттуда в Сварупа Гандж на Годрумадвипе, где совершал свою практику преданного служения в Свананда-сукхада-кундже. Во время пребывания там, один Таракабрахма Госвами из Джессоре пришел к Тхакуру с просьбой принять служение его божествам Радха-Мадхавы в храме места явления Махапрабху. Таракабрахма Госвами и сам поселился там же с женой и семьей, но, спустя короткое время стало ясно, что поведение вышеупомянутых, противоречит ожидаемым от них стандартам, и они вынуждены были уехать. Однако 29 апреля 1906 года Шри Дхама Прачарини Сабха решила присудить ежегодную стипендию в 500 рупий храму на служение Шри Шри Радха Мадхаве.

В 1908 году Шрила Бхактивинода Тхакур принял одежды отреченного вайшнава, Бхагавата-парамахамсы, для того чтобы всецело посвятить свою жизнь вкушению священного нектара сокровенных встреч Радхи и Говинды.

25 марта 1910 года, который пришелся на Фалгуни Пурниму, Бхакти Прадипа Тиртха, будучи еще семьянином, навестил Бхактивинода Тхакура в Маяпуре и пятью днями позже получил от него посвящение на Годрумадвипе. Другой его ученик жил в это время в Свананда-сукхада-кундже.

Шрила Бхактивинода Тхакур проповедовал следование укладам Дайви-варнашрама дхармы. Таким образом, он утвердил наказ, данный в Сат-крия-сара-дипике, дав священный шнур Джагадиша Бхактипрадипу (который после принятия санньясы от Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура стал Бхактипрадипа Тиртха Махараджем), Ситанатха Махапатре, Васанта Кумара Гошу и Манматханатха Раю.

В этой связи, стоит обратить внимание на следующие слова Тхакура: «Варнашрама дхарма, которая является актуальной на сегодняшний день в обществе, разительно отличается от трансцендентной религии беззаветной преданности Кришне. Само по себе следование варнашрама-дхарме не приведет к полному преданию Господу. Заключительное наставление Бхагавад-гиты говорит о том, чтобы оставить все принципы, касающиеся варн и ашрамов, иными словами, оставить всю деятельность, завязанную на телесном отождествлении и прийти к культивации преданного служения, имеющего основанием, естественное конституциональное положение души, чистой и не имеющей корыстных мотивов. Ученые специалисты, такие как Рагхавачари, не имеют понимания об этих восхитительных характеристиках концепции чистой преданности Гаудия Вайшнавизма».

Бхактивинода отправляет Бхактисиддханту в Балигхай

В 1910 году, во время жизни в Свананда-сукхада Кундже, Шрила Бхактивинода Тхакур был занят написанием произведения Сванияма-двадашака, как вдруг его поразил внезапный недуг. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и другие дорогие ученики и последователи собрались вместе, опасаясь вхождения Шрила Бхактивинода Тхакура в нитья-лилу. Даже претерпевая чрезвычайное физическое недомогание, его энтузиазм к проповеди послания Господа Чайтаньи был неуемным. Невзирая на неспособность ходить, он выразил желание быть посаженным верхом на лошадь, чтобы и дальше нести учение Махапрабху.

За три года до ухода Тхакура, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур подошел к отцу и сказал, что, несмотря на то, что считает себя недостойным слугой, он, тем не менее, дал обет взять на себя благую миссию по сокрушению всех еретических доктрин, которые идут в разрез с учением чистого преданного служения. Бхактивинода Тхакур обрадовался решимости сына и когда Шри Вишвамбхарананда Дева Госвами Гопиваллабхапура пригласил его принять участие в конференции в Балигхай, Миднапуре, вместо себя он отправил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура и Сурешачандра Мукхопадхьяя. Конференция, темой которой было установление ортодоксальных доктрин в определенных областях теологии, состоялась в период с 8-11 сентября 1911 года. Многие уважаемые и прославленные ученые сампрадаи присутствовали, включая Мадхусудана Госвами Сарвабхауму Радхарамана Гхера во Вриндаване.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур коснулся вопроса отличий между вайшнавом и брахманом, очевидно обнаруживая обширный объем исследований по заданной теме, так что, завершив свое выступление, оставил ассамблею ученых завороженной и лишившейся дара речи. Спустя год, когда Мадхусудана Говами нанес визит Шрила Бхактивинода Тхакуру в Бхакти Бхаване, с воодушевлением он провозгласил, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур является достойным преемником Шрила Бхактивинода Тхакура на поприще защиты Гаудия сампрадаи.

В 1913 году Бхактисиддханта Сарасвати написал комментарии на Чайтанья Чаритамриту, призванные к тому, чтобы дополнить Амрта-праваха-басья комментарии Шрила Бхактивинода Тхакура. Бхактисиддханта Сарасвати зачитал несколько страниц своих Анубхасья комментариев Шрила Бхактивинода Тхакуру, доставив ему неописуемое удовольствие.

Вхождение Бхактивинода Тхакура в вечные игры

За несколько дней до своего ухода, Шрила Бхактивинода Тхакур оставил Годрумадвипу с тем, чтобы приехать в Бхакти Бхаван. 23 июня 1914 года, на день ухода Гаура-шакти, Шрила Гададхара Пандита Госвами, в своем доме в Калькутте, Шрила Бхактивинода Тхакур вошел в полуденные лилы Шри Шри Радхи и Говинды на Радха-кунде. В тот же самый день, шестью годами позже, почтенная Мата Тхакурани, жена Бхактивиноды Бхагавати Деви присоединилась к нему.