По беспричинной милости Шри Шри Гуру и Гауранги, у дживы, души, прошедшей в этом материальном мире через бесчисленное количество, по сути, бесцельных воплощений, появляется возможность посетить святую дхаму, священное место, в котором Господь совершал Свои игры.
Джаганнатха Пури является одним из таких особенных мест. Эту святую обитель называют Шри Кшетра, что означает «обитель Шри» - Лакшми Деви, а также Шанкха Кшетра. Подобно тому, как Вриндаван и Навадвипа по своей форме напоминают цветок лотоса, Пури Дхама по облику напоминает шанкх – морскую раковину. Устье раковины, отверстие в которое мы дуем, это место входа в Шри Кшетру – им является Бхубанешвар, город, охраняемый Бхубанешвар-Лингараджем. В центре Пури Дхамы располагается голубая гора, которая так и называется Ниладри или Нилачал, поэтому временами Пури называют Нилачал. На пике холма Нилачал располагается храм – Шри Мандир Шри Джаганнатх Дева.
Данная святая обитель отнюдь не является частью этого материального мира, она только выглядит таковой для восприятия наших материальных чувств. Дело в том, что Бимала Деви, так зовут Йога-майю Джаганнатха Пури, скрывает трансцендентную Дхаму покровом иллюзии. Поэтому существует диаметрально-противоположная разница между обитанием в Дхаме и пребыванием на ее поверхности. Некоторые живут в Дхаме Шри Кшетра, в то время как другим доступно лишь присутствовать на ее внешнем покрытии, самой Дхамы не касаясь. И если какой-либо человек находится в смиренном умонастроении, то тогда очень скоро он окажется не на поверхности Дхамы, а пройдя через иллюзорное покрытие Бималы-деви, оказажется внутри нее.
Каковой же взору человека представит себя Дхама, окажись он внутри нее?
Многие полагают, что Джаганнатха Пури неотличен от Вриндавана. Тем не менее, наши учителя, ачарьи Гаудия-вайшнавизма утверждают, что Навадвипа и Вриндаван неотличны друг от друга. А Шрила Гурудев поясняет, что Пури Дхама является пракашем, проявлением Дварки, поскольку изначальная Дварка находится в другой части Индии на берегу океана, в действительности, невидимо для наших глаз, в его центре, потому что Дварка Кришны находилась там. Здесь, в Джаганнатх Пури, Верховный Господь в облике Шри Джаганнатх Дева вечно пребывает вместе с Субхадрой и Баладевом Прабху. Это место не может являться Вриндаваном, потому что Субхадра - сестра Кришны и ее мама и папа Деваки и Васудев Махарадж.
Однако, несмотря на то, что Джаганнатха Пури не является Вриндаваном, когда Махапрабху взглянул на Чатак Парват, он увидел его как Говардхан, увидев океан, он принял его за Ямуну и ринулся к его водам. Таким образом, мы видим, что Чайтанья Махапрабху видел в Джаганнатха Пури Вриндаван, поэтому многие полагают, что это место является Вриндаваном.
Но Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами написал - вана декхи’ бхрама хайа — эи ‘врндавана’. Бхрама означает - пребывая в заблуждении, ошибочно – Махапрабху принял это место за лес Вриндавана. Это указывает на то, что Шри Чайтанья Махапрабху взором своей бхавы чувствовал – этот холм - Говардхан, этот океан – Ямуна, этот лес – Вриндаван. Но, все-таки, Джаганнатха Пури является пракашем, проявлением Дварки.
В связи с этим, можно задаться вопросом, почему многие великие вайшнавы и спутники Чайтаньи Махапрабху, такие как, Гопал Гуру Госвами, Джнана-Чандра Госвами, Джагадананда Пандит пришли сюда жить? Причина кроется в том, что они пришли сюда для того, чтобы находиться рядом с Шри Чайтаньей Махапрабху. Адвайта Ачарья сказал: «Мой Господь, где ты – там Вриндаван!» Поэтому, даже несмотря на то, что Джаганнатха Пури является пракашем Дварки, в силу того, что Шри Чайтанья Махапрабху совершал тут свои лилы, для нас становится возможным осознать это место, как Вриндаван по милости Махапрабху и его спутников.
Однако, отметим, что находясь в Джаганнатха Пури, Чайтанья Махапрабху также вспоминал лилы, которые Кришна совершал в Дварке. Временами, в Гамбхире, он памятовал махиши-гиту, песнь цариц Дварки, жен Кришны, описанную в конце 10 песни Шримад Бхагватам. По причине того, что Дварка-лилы являются завершающими играми Кришны в этом мире, Шукадев Госвами хотел завершить повествование на сладкой ноте. Несмотря на то, что последние лилы Кришны в Дварке окончились полным исчезновением его династии, Шукадев Госвами не упоминает этого в 10 песни. Каждая из песен Шримад Бхагватам является частью сварупы, духовного облика Шри Кришны и 10 песнь это его улыбающееся лотосоподобное лицо. Таким образом, в конце 10 песни Шримад Бхагватам мы обнаруживаем махиши-гиту - десять стихов, проговоренных махиши, царицами Дварки. Кришна пребывает в прекрасном городе Дварке, украшенном удивительно красивыми домами, прудиками со ступенчатыми спусками к ним, ведущими к кристально чистой воде на поверхности которой растут душистые лотосы, а вокруг них вьются рои шмелей. Там Шри Кришна вместе с Рукмини, Сатьябамой, другими царицами и их служанками, заходят в одно из озер и начинают играть и плескаться в воде. У Кришны в руках пичкари, своего рода водяная брызгалка, наподобие тех, что используют в праздник Холи. Кришна набирает воду из озера в свой водяной пистолет и брызгается струями воды в цариц Дварки. Временами, махиши подбегают к Кришне и начинают сражаться с ним, пытаясь отнять пичкари. В действительности, они совсем не желают вырвать пичкари из рук Кришны, скорее эта борьба является для них предлогом к тому, чтобы обнять его. Так они смеются, брызгаются, заключают друг друга в объятия во время своего «сражения», сердца же их в этот момент ликуют преисполненные радости. Посреди этой сцены, цариц постепенно охватывают настолько сильные экстатические эмоции – саттвика-бхавы, что в какой-то момент они застывают на месте, словно рисунки на картине, неспособные более пошевелиться. Они словно начинают тонуть в переполняющих их глубоких волнах океана любви к Шри Кришне, имя которому прем-вайчитья. Прем-вайчитья, это состояние, указывающее на сильную и глубокую привязанность к возлюбленному, на необходимость пребывать рядом с ним и совершать близкое служение каждую секунду, чувство это настолько сильно, что сердце вдруг пронзает понимание, что эти мгновения не продлятся вечность, но лишь короткий промежуток времени и радость совместных встреч не будет долгой. Тогда страх перед лицом неминуемой разлуки, настолько сильно охватывает героиню, что она полностью теряет осознание происходящего и думает только об одном: «Куда подевался Кришна?», не понимая того, что находится рядом со своим возлюбленным. Это называется вичитра-вилас, удивительное разнообразие чувств, махабхавы раджа-махиши.
Эта лила, лишь маленький намек, малая капля великого океана, что может быть открыт сердцу практикующего преданного, который посвятил жизнь служению Шри Гуру и под его руководством совершает парикраму по святым обителям, одной из которых является полный загадок и прикрас удивительный город Шри Джаганнатха Пури. Шри Пури Дхама это место высочайшей разлуки, явленной миру Господом Чайтаньей, особенно в период его пребывания в Гамбхире.
Когда Кришна оставил Вриндаван, Шримати Радхика испытывала необычайную боль разлуки, и когда он наконец вернулся, и произошла долгожданная встреча, Шри Кришна, преисполнившись сильнейших экстатических чувств, совершенно преобразился. Когда он увидел Шримати Радхарани, глаза его округлились, руки и ноги втянулись, так он принял облик Господа Джаганнатхи. Необъятное множество сокровенных тайн окутывает эту удивительную обитель, например, ежегодный праздник колесниц – Ратхаятра. Лишь те удачливые души, которые заняты слушанием нектарных повествований Шримад Бхагватам и неотступно следующие по пятам своих учителей, непременно постигнут эти сокровенные истины!
Пока же приглашаем Вас окунуться вместе с нами в удивительный мир, приехав на ежегодную Шри Джаганнатха Пури Парикраму! Радхе-Шьяма!