Вайшнавские праздники

Праздник Вьяса-пуджа

Праздник Вьяса-пуджа

Многие люди имеют различных учителей, различных Гуру, но каждый Гуру является учителем, только потому, что представляет Вьясадева, автора Вед, Веданты, Упанишид и так далее.

Подлинный духовный учитель – сад-гуру, передает знания подлинному ученику – сад-шишье и тот осознает свое духовное тело и взаимоотношения с Верховной Абсолютной Реальностью Шри Кришной. Асана, место на котором сидит Гуру называется местом сидения Вьясадева или вьясасаной. Поэтому любой Гуру является представителем Шрилы Вьясадева и садится на вьясасану для того чтобы передавать ученикам знание Вед и Шримад Бхагватам. В нашей Брахма-мадхва-гаудия сампрадае Гуру не может быть только представителем Вьяса, но также он является представителем Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами.

Празник Вьяса Пуджи является одним из самых почитаемых дней в Ведической культуре. В этот день каждый ученик выражает почтение и признательность своему Духовному Учителю.

История возникновения Вьяса Пуджи уходит корнями к сотворению мира. Сначала Шрила Вьяс разделил единую Веду на части и изложил ее суть в Веданта-сутре. Затем он составил Пураны и Махабхарату, но, тем не менее, в своем сердце он не испытывал удовлетворения. Наконец, следуя наставлениям своего духовного учителя Шри Нарады Муни, Вьясадев описал игры Шри Кришны в «Шримад-Бхагаватам» и поведал это знание Шри Шукадеве Госвами.

Шрила Вьясадев

Поэтому первой Вьяса Пуджей стало поклонение Шрилы Шукадевы Госвами своему отцу и духовному учителю, Шриле Вьясадеве. Вторую Вьяса Пуджу провел Шрила Сута Госвами, который поклонялся Шриле Шукадеву Госвами. Так началась традиция проведения Вьяса Пуджи. Иными словами, Вьяса Пуджа, или гуру-пуджа, праздник почитаемый издревле. Прежде всего, ученик поклоняется Гуру, а потом уже Шри Кришне.

По какой причине мы почитаем Шри Гурудева? Зачем служим Шри Кришне? Мы выражаем почтение той личности, которая помогает нашему духовному развитию.

Сам Шри Гуру всегда чувствует себя в долгу перед своим Гурудевом и гуру-парампарой (ученической преемственностью наследуемой от учителя к ученику). Если бы не было гуру, гуру-парампары, Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Кришны – что бы нас ожидало? Ничего. Без них невозможно духовно развиваться.

В «Шветашватара-упанишаде» 6.23 говорится:

йасья деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

«Только тем великим душам, чьи сердца полны непоколебимой веры в Господа и духовного учителя, немедленно раскрывается всё знание Вед».

Итак, суть всех Вед и бхакти (чистая любовь) к Богу проявляются в сердце того, кто одинаково безраздельно предан лотосным стопам Верховной Личности Господа Шри Кришны и лотосным стопам своего Гурудева, открывшего доступ к Кришне.

Вьяса-пуджа - Нарада муни и удачливые души

В одной из Упанишад приводится история об учителе и его ученике Аруни. Гуру решил проверить преданность Аруни и однажды тёмной ночью сказал ему: «Уже стемнело и идёт дождь. Немедленно отправляйся в поле».

Поле находилось далеко, шел проливной ливень, и было жутко холодно. При этом у Аруни не было ни зонта, ни другого укрытия. И всё же Гурудев дал ему лопату и велел: «Собери в поле воду для риса и укрепи дамбу, чтобы вода не затекала на другие поля».

Несмотря на дождь, пронизывающий холод и непроглядную тьму Аруни пошел в поле. Дамба была сломана и вода в поле не задерживалась. Аруни взял лопату и начал делать насыпь, чтобы сдержать утекавшую воду. Но насыпь не держалась. Дождь был настолько сильным, что всю землю, насыпанную Аруни, тут же смывало потоками воды.

«Я не справился с заданием, значит, не могу вернуться к Гурудеву», – сокрушался он. После некоторых раздумий Аруни сам лёг вдоль дамбы – таким образом, чтобы ему удалось удержать немного воды в поле. За ночь он весь окоченел.

Наутро Гурудев увидел, что Аруни не вернулся. «Где Аруни? – забеспокоился он. – Я отправил его проверить воду, но его всё ещё нет».

Тогда он лично пошёл в поле и стал призвать: «Аруни! Где ты? Что ты там делаешь?»

Еле-живой Аруни слабым голосом ответил: «Гурудев, я здесь». Увидев Аруни, Гурудев взял его за руки и сказал: «Вставай».

Он дал Аруни плед и обнял его со словами: «Ты прошёл проверку. Я благословляю тебя. Пусть в твоем сердце проявится все знание Вед».

И в это мгновение произошло чудо! По благословению Гурудева знание Вед вошло в сердце Аруни и он осознал все трансцендентные истины. Таким было испытание «жестокого» Гурудева, который в действительности был очень мягок.

Писания говорят:

гуру кришна-рупа хана шастрера прамане
гуру-рупе кришна крипа карена бхакта-гане (ЧЧ Ади 1.45)

Мантра-гуру является воплощением Кришна-рупы – или непосредственным проявлением Господа. Шри Гуру это та форма Кришны, в которой он приходит для того, чтобы даровать милость Своим преданным.
Каждый ученик в день Вьяса Пуджи старается памятовать своего Духовного Учителя, в особенности его настроение, бхавы, то учение, те сокровенные и глубокие знания, которыми милостиво делился с нами Гурудев.

Мы стараемся испытывать чувство благодарности за все то, что сделал для нас наш Духовный Учитель, сколько любви и заботы он подарил нам своим общением, в этом заключается суть бхаджана – духовной практики – лаукик-сат-бандху-ват-самбандха, мы памятуем наши естественные, подобные семейным, отношения с Духовным Учителем.

Чем более мы служим Духовному Учителю, тем мягче становится наше сердце, тем сильнее мы чувствуем разлуку с Шри Радхой и Кришной, так постепенно-постепенно мы приходим к пониманию того, что милость Шри Гуру и служение Шри Гуру два неотличных друг от друга понятия.

В то же самое время, служение Духовному Учителю, общение с Ним обеспечивает нам защиту от страданий мира, потому что общение со святым означает необщение с иллюзорной энергией материального мира, Майей.

Итак, настоящим Учителем может быть только прилежный ученик. Обрести Бхакти – чистую любовь к Богу не так-то просто, лишь те искренние предавшиеся души, посвящающие жизнь служению своему Духовному Учителю сумеют обрести эту трансцендентную любовь.

Поэтому индийский святой Шрила Нароттама Дас Тхакур писал – шри гуру чаране рати эи се уттама гати – привязанность к лотосным стопам Шри Гуру является моей наивысшей целью.

С величайшим трепетом каждый год мы чтим этот праздник Шри Вьяса Пуджи и молимся о том, чтобы всегда находиться в присутствии того, кому ничего в этом мире, кроме любви и служения Господу не нужно – Шри Гуру!

Шрила Нараяна Госвами Махарадж

Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге!