Праздник Радхаштами или по-другому это праздник Дня Рождения самой дорогой преданной и возлюбленной Верховного Господа Шри Кришны, которая является олицетворением всех возможных в этом мире – начиная с духовной – энергий и зовут ее Шримати Радхарани.
Шримати Радхика явилась в этот мир на восьмой (аштами) день восходящей луны месяца Бхадра. Подобно тому, как луна появилась из молочного океана во время пахтания, Шримати Радхарани появилась из океана отцовской любви Махараджа Вришабхану, поэтому другое ее имя Вришабхану-нандини.
Радхарани есть источник непреходящей любви и безграничного милосердия. Она является абсолютным проявлением Ананды – энергии трансцендентного счастья Верховной Личности Бога. Поэтому когда вся ананда, вся безграничная и беспредельная радость Кришны, до самой последней капли, проявляется в своей олицетворенной ипостаси, ее зовут Вришабхану-нандини Шримати Радхарани.
Радхика – полноценная и всеобъемлющая шакти Кришны, средоточие всех его энергий, поэтому в зависимости от функции, она, будучи духовной энергией, может приобретать ту или иную форму. К примеру, каждый день мы разговариваем, в этом нам помогает ваг-шакти; кушаем, в этом нам помогает пачан-шакти; мы дышим, смотрим, ходим – во всем этом незримым образом мы прибегаем к помощи различных энергий, которыми так милостиво нас одарил Господь. Так вот, источником всей этой силы, всех различных энергий является никто иной, как Шримати Радхарани. Вы когда-нибудь задумывались об этом? Благодаря чему мы имеем возможность дышать? Верховный Господь очень милостив и невероятно скромен, так что незаметно, ничем себя не выдавая, он поддерживает нас на каждом шагу.
Итак, Радхарани это пурна-шакти или парама-шакти – возвышенная трансцендентная энергия наслаждения Господа Кришны. Шри Сваруп Дамодар Госвами написал: радха-кришна праная викритир хладини шактир асмад. Кто такая Радха? Она есть трансформация праная Кришны – его симпатии к самому себе, проявившей себя во внешнем облике и называющейся Хладини-шакти.
Чтобы пролить свет на сказанное выше, мы расскажем историю, описанную в Падма-пуране. Однажды, Кришна находился один на берегу Ямуны и в задумчивости размышлял: «Как же я могу найти счастье? Я сам дарую счастье всему миру, но кто же одарит счастьем меня?» И в этот момент прелестная юная девушка, которая была сильно привлечена им, появилась на том месте. И побежала к нему.
Кем была эта девушка? Пранай Кришны. Пранай означает симпатия. Когда вы чувствуете симпатию к другому, вы ощущаете – мой ум, мое тело, мои чувства, мое сердце, мои мысли, все, что у меня есть - абсолютно едино с этим человеком – это называется пранай – симпатия, отклик на зов другого.
Когда Кришне стало себя жалко, его собственная симпатия – пранай, вышла из него, приняв олицетворенный облик прекрасной Шакти, Хладини-шакти. Иными словами, как только Кришна задумался: «Как же я буду счастлив?» Ответ изошел прямо из его божественной формы.
Эта юная дева была настолько привлечена Кришной, что немедленно она бросилась к нему. Привлеченность, которую она испытывала, на санскрите называется РАГ, что означает глубокая привязанность. И слово бежать в переводе с санскрита звучит как ДХАВАТИ. Поскольку испытывая глубокую привязанность – рагу, она побежала – дхавати, ее зовут Радха. Такое описание дает Падма-пурана, называя ту, которая побежала к Шри Кришне, испытывая интенсивную глубокую привязанность именем Ра-дха – раг дхавати. Это Шримати Радхика.
Писания говорят, что Шримати Радхика и Кришна являются одной душой, принявшей два разных облика, для того чтобы вкушать нектарную сладость своих божественных игр в рощах Вриндавана –
радха-кришна айчхе сада эка-и сварупа
лила-раса ашвадите дхаре дуи-руп (ЧЧ Ади 4.98)
Шримати Радхарани необычайно красива и многие прославленные поэты, даже сам Господь Шива, пытались описать ее невероятный облик. Радхику называют шушту-канта-сваруп, это означает, что волосы ее представляют собой оргомную массу черных кудрей, у нее большие прекрасные глаза, лицо ее прелестно и похоже на цветок лотоса. Тело ее настолько красиво, что не нуждается ни в каких украшениях. Ноготки ее пальчиков сияют подобно драгоценным камням на золотых лепестках ее лотосных рук.
Шримати Радхарани также зовут Вриндавана-чакравартини, та, вокруг которой вращается все во Вриндаване, включая сына мамы Яшоды Шри Кришны. При этом Радхика остается обителью, средоточием всей любви и сострадания и с невероятной чуткостью относится ко всем принявшим у нее прибежище.
Подобно тому насколько безграничным является сам Господь, настолько же безграничной является его духовная энергия, лишь те удачливые души, которые примут прибежище у стоп возвышенного святого, созерцающего трансцендентную реальность, получат возможность воочию соприкоснуться с этой прекрасной Истиной!
Махешвари Расешвари Вришабхану-нандини Шримати Радхарани ки джай!